Кто есть кто в Формуле Е: о командах и гонщиках
Американский журнал Racer опубликовал статью о Формуле Е. Авторитетный журналист Маршал Прюэтт (Marshall Pruett) рассуждает о каждой команде чемпионата и их перспективах. Одновременно о своём видении ситуации рассказывает легендарный гонщик IndyCar Дарио Франкитти. Дарио, кстати, один из телекомментаторов трансляций Формулы Е. Мнения двух экспертов совпадают не всегда, тем интереснее к ним приглядеться. Тем более что переменных и неизвестных в уравнении под названием "первый сезон Формулы Е" много даже для опытных поклонников автоспорта.
Оценивают эти эксперты честно. Слабых гонщиков называют слабыми. Непонятных - непонятными. А потому это особенно интересно по сравнению с вылизанными до скучнейшего блеска официальными пресс-релизами.
Оригинал статьи находится на сайте Racer, авторы статьи - Дарио Франкитти и Маршалл Прюэтт. Перевод на русский выполнен специально для сайта electroformula.ru
- Команда Amlin Aguri, пилоты Антонио Феликс да Кошта, Кэтрин Легг, Такума Сато
- Команда Andretti Autosport, гонщики Франк Монтаньи и Шарль Пик
- Audi Sport Abt. Гонщики: Лукас ди Грасси, Даниэль Абт
- Команда Формулы Е China Racing. Пилоты: Нельсон Пике-мл, Хо-Пин Тун
- Dragon Racing. Гонщики: Жером д'Амброзио и Ориоль Сервия
- Команда e.dams-Renault. Николя Прост и Себастьен Буэми
- Mahindra Racing. Гонщики - Карун Чандхок и Бруно Сенна
- Команда Trulli. Пилоты: Ярно Трулли и Микела Черрути
- Команда Venturi. Пилоты: Ник Хайдфельд, Стефан Сарразан
- Команда Virgin Racing, Хайме Альгерсуари и Сэм Бёрд
Команда Amlin Aguri, пилоты Антонио Феликс да Кошта, Кэтрин Легг, Такума Сато
Детище бывшего владельца команды Ф1 Агури Сузуки и британской страховой компанией Amlin. Долгожданное и всеми приветствуемое возвращение классной маленькой команды Супер Агури в высшие сферы автогонок. Основная надежда команды среди пилотов - звезда молодёжной программы Red Bull Антонио Феликс да Кошта. Португальский гонщик, параллельно с Формулой Е выступающий в ДТМ, на некоторых этапах уступает место знаменитому японцу Такуме Сато.
Дарио Франкитти о команде Агури:
Как и в случае с большинством других команд в Формуле Е, это, с одной стороны, новички. Да, в их рядах много опытных профессионалов-инженеров и механиков. Благодаря Антонио да Коште, им есть на что надеяться - это классный пилот. Кэтрин много ездила в разных чемпионатах, но её главный плюс - опыт гонок за рулём монструозной машины Nissan Delta Wing. Наверное, это самая сложная для адаптации гоночная машина в мире. И она отлично справлялась с её управлением.
В команде Агури есть талантливые ребята, но неизвестного тут хватает. Впрочем, в таких случаях время быстро расставляет всё на свои места. А у малоизвестных команд есть хороший шанс показать себя. Им в любом случае нужно было бы адаптироваться даже к стандартной технике. Но тут все соперники учатся с нуля, а потому у Агури есть пусть и не преимущество, но некоторое равенство.
Подробнее о гонщиках и о команде:
Кэтрин Легг, Такума Сато, Антонио Феликс да Кошта.
к оглавлению ↑Команда Andretti Autosport, гонщики Франк Монтаньи и Шарль Пик
Во главе - опытнейший технический директор Honda Performance Роджер Гриффитс. Это очень опытная команда.
Дарио Франкитти о команде Andretti в Формуле Е
В Andretti я выступал 10 лет. Думаю, что их сильнейшая сторона - первоклассные знания для настроек. В деле работает Дейв Сейфферт - а это гоночный инженер Аллана МакДональда во времена побед в Indy 500 и чемпионских титулов. В команде Формулы Е работает несколько ребят из Индианаполиса, а это крепкие профессионалы.
Пока штаб-квартира Андретти не спускает глаз с Формулы Е, они будут в хорошей форме. Если они решат как следует поработать с гоночными электромобилями, то решат это быстро, а дальше будут громить соперников. Что касается пилотов - прежде всего, Франк. Я считаю его невероятно быстрым. В этом нет сомнений. Его звезда в Индикаре может угасать, поэтому здесь он приложит все усилия, чтобы засиять вновь. Мне не очень ясно, что касается их второй машины. Я почти не знаком с Шарлем Пиком, да и команда тоже. Возможно, стоило бы время от времени привлекать хорошо знакомых им гонщиков - Мэтта Брэбэма, Райана Хантер-Рея или Марко Андретти.
Подробнее о гонщиках и о команде:
Андретти Автоспорт, Франк Монтаньи, Шарль Пик
к оглавлению ↑Audi Sport Abt. Гонщики: Лукас ди Грасси, Даниэль Абт
Одна из самых известных команд - но в другом чемпионате, кузовном DTM. Они давно хотели воссоздать международную команду в "формулах", и такая возможность представилась. В 90 годах они уже работали в младших сериях оупен-виллс. Разумеется, Даниэль Абт - очевидный выбор для его отца, руководителя команды. Он неплохо выступает в GP2. Другой гонщик Audi Sport Abt - Лукас ди Грасси. У него огромный опыт благодаря работе тест-пилотом чемпионата - даже странно, как ему позволили стать призовым гонщиком. Это ставленник Audi - партнёра семьи Абтов. В Ле-Мане ди Грасси выступает именно в этой команде и пользуется заслуженной репутацией быстрого и стабильного гонщика. Если команда сможет навязать борьбу более опытным соперникам из мира "формул", то будет здорово.
Дарио Франкитти про Audi ABT:
Лукас работал в Формуле Е с электромобилями с первого дня. Он уже отдал немало для развития чемпионата. Он знает технику лучше всех других и отлично с ней управляется. Но вот Даниэль Абт - человек с противоположной стороны в табели о рангах. Это очень молодой пилот, которому предстоит долгий путь. В GP2 получается неплохо, но не более. Сама команда может справиться с новой работой. Да, за пределами DTM они не так известны, но в этом чемпионате они профи.
Подробнее о гонщиках и о команде:
Ауди Спорт АБТ, Лукас ди Грасси, Д.Абт
к оглавлению ↑Команда Формулы Е China Racing. Пилоты: Нельсон Пике-мл, Хо-Пин Тун
Владельцы из Китая, но обслуживают эту команду ребята из Campos. Благодаря их опыту, старт получился неплохим, иначе им пришлось бы начинать с нуля. Компания за спиной China Racing мечтает производить собственные электромобили, а Формулу Е видит в качестве главной рекламно площадки.
Несмотря на скандал, связывающий Ф1 с именем Пике, Нельсону всегда хватало и скорости, и таланта. Если команда была бы поопытнее, то он мог бы серьёзно претендовать на титул. Тун - голландец китайского происхождения. Его имя и образ отлично подходят команде для их маркетинговых целей. Однако его уровень откровенно ниже, чем у большинства других гонщиков Формулы Е.
Дарио Франкитти о China Racing
Благодаря Адриану Кампосу, можно сказать, что у China Racing есть необходимый опыт в молодёжных формулах. У команды солидный бюджет, а вместе с опытом команды Campos в GP2 и других чемпионатах, всё может получиться. Но претендовать на высокие места им не следует - хотя бы пока.
Как и пара-тройка других пилотов Формулы Е, Нельсон искал тот чемпионат, который сможет назвать своим "домом". Он ездил на пикапах Наскара, выступал в ралли-кроссе и подобных гонках. Даже гонялся на картинге в Майами. Он вообще любит гонки. Думаю, это хорошее пополнение для чемпионата. Не забывайте, что в молодёжных формулах он был успешен, да и в Ф1 выступал. Что касается Хо-Пин Туна. Когда я впервые с ним разговаривал, то услышал ярко выраженный голландский акцент. Но в Пекине он был звездой и фаворитом. В Формуле Е есть пилоты разного уровня, если судить по их карьере. Хо-Пин Тун - гонщик "второй категории", если можно так сказать.
Подробнее о гонщиках и о команде:
Чайна Рейсинг, Хо-Пин Тун, Нельсон Пике
к оглавлению ↑Dragon Racing. Гонщики: Жером д'Амброзио и Ориоль Сервия
Вторая американская команда в гонках электромобилей претерпела до первой гонки слишком много перемен. Планировалось, что там будут выступать четырёхкратный чемпион Champ Car Себастьян Бурдэ и звезда городских гонок ИндиКара Майк Конвей. Но вначале Бурдэ решил сосредоточится на основном расписании - некоторые гонки проходят одновременно с IndyCar. Затем к нему примкнул и Конвей, покинув Формулу Е в пользу спорткаров и гонок на выносливость. Джей Пенске внезапно нанял не столь известного бельгийца Жерома д'Амброзио, а вторым пилотом пригласил Ориоля Сервию - отличный выбор.
Дарио Франкитти о команде Dragon-Penske
Ориоль Сервия - великолепный выбор. Он поможет команде разобраться, что к чему в Формуле Е. Да и для него это хороший задел на будущую карьеру. Ребята из Dragon знают, как управляться с гоночными машинами. Возможно, что поначалу они не будут блистать, ведь гонки для них новые. Но на предсезонных тестах я видел, что каждый раз эта команда едва ли не ночевала в боксах, пытаясь вникнуть в суть дела. Кажется, они поняли, в каком направлении работать.
Но потеря Майка Конвея - это огромная неудача. Думаю, на некоторых трассах он был бы непобедим на любой технике. Нет, Жером - неплохой гонщик, но ему лишь предстоит показать свою силу. Майк же - пилот высшего уровня.
Подробнее о гонщиках и о команде:
Драгон, д'Амброзио, Ориоль Сервия
к оглавлению ↑Команда e.dams-Renault. Николя Прост и Себастьен Буэми
DAMS - команда, через которую в Европе молодые гонщики проходят целыми толпами. Она делает их чемпионами, она отправляет их в Ф1 и в другие топ-серии планеты. С самого начала их считают лидерами в борьбе за титул Формулы Е, как и их пилота Буэми. На тестах Себастьен опережал всех в пух и прах, но гонки длятся дольше пары-тройки кругов...
Дарио Франкитти о команде e.dams
Судя по тому, что я уже видел, ребята из e.dams подготоились к чемпионату лучше всех остальных. Я даже не сомневаюсь в этом. Николя Прост - отличный пилот с гоночными генами. Когда он управлял болидом Rebellion в Ле-Мане, то я был впечатлён. Что касается Буэми - наверное, это мой фаворит. Один из самых агрессивных гонщиков, что я видел. С ним нужно считаться. И в молодёжных сериях он побеждал. Думаю, победить его будет сложно.
Подробнее о гонщиках и о команде:
e.dams-Renault, С.Буэми, Н.Прост
к оглавлению ↑Mahindra Racing. Гонщики - Карун Чандхок и Бруно Сенна
Приятные участники из Индии, уже набравшиеся гоночного опыта в двухколёсных гонках. Теперь команда Mahindra пробралась и в автомобильный спорт. Их опыт в категории Moto3 на мотоциклах собственного производства не сможет помочь в Формуле Е. Зато у этого участника чемпионата есть другое преимущество - они производят серийные электромобили в Индии. Серия Формула Е - шикарная маркетинговая платформа для Махиндры. Приглашение на роль пилота Каруна Чандхока - другой позитивный задел команды. В случае China Racing китайский пилот не такой быстрый, но уровень Каруна явно повыше. Другой гонщик Махиндры, Бруно Сенна - любимец миллионов зрителей. К тому же, он по-настоящему быстр и перспективен.
Дарио Франкитти про команду Махиндра
С первого взгляда кажется, что ребята из Mahindra далеки от таких профи, как, к примеру, e.dams. Но на тестах разница между ними измерялась в процентах, а не в миллионах километров. Карун и Бруно, наверное, два таких гонщика, с которыми я знаком лучше, чем с остальными. Я определённо доверял бы информации, полученной от этих двух профессионалов. Следовал бы их советам, и отказывался бы от тех направлений развития машины, которые им не по нутру.
Что касается самой Махиндры, то они уже производят электромобили. Притом не дорогие игрушки для выставок, а серийные машины для повседневной жизни. Формула Е умудрилась привлечь автопроизводителя уже в первый год существования. Значит, уже можно говорить о какой-то отдаче от этого чемпионата в сторону обычного транспорта.
Подробнее о гонщиках и о команде:
к оглавлению ↑Команда Trulli. Пилоты: Ярно Трулли и Микела Черрути
Бывший пилот Формулы 1 Ярно Трулли возвращается в большой спорт. И как гонщик экстра-класса, и как владелец собственной команды в Формуле Е. За его коллективом стоит знаменитая европейская "конюшня" Super Nova, которая ездила и в F3000, и в GP2, а сейчас - выступает в AutoGP. Технологическую поддержку оказывает опытный в электрической технике коллектив Drayson Racing - планировалось, что именно они придут в Формулу Е, но их заявку перекупил Трулли. Звезда Super Nova, девушка-гонщица Микела Черрути - пожалуй, единственная участница электромобильной серии, который благодаря Формуле Е может сделать себе имя, если она справится с задачей.
Дарио Франкитти о команде Ярно Трулли
На тестах они копались где-то позади из-за механических проблем. То же самое происходило и в Пекине во время первой гонки. Проблемы с обеими машинами, кстати. Надеюсь, что сейчас они их уже решили. Всем нам знакома убийственная скорость Ярно в квалификациях. Думаю, что благодаря своему имени и прошлым достижениям, команда Trulli принесёт в Формулу Е много поклонников. Если они разберутся с машинами, то всё будет в порядке. Ведь сейчас они даже несколько кругов толком не могут проехать. Ни на одну другую команду не наваливалось столько проблем, как на Trulli.
Поговорим о Микеле Черрути. Это неизвестность по сравнению с другими пилотами чемпионата. Нет, кое-какое имя и достижения у неё уже есть - победа в AutoGP, скажем. Это не топ-серия, но победа есть победа. И она хорошо прогрессирует. Посмотрим, как она проявит себя в Формуле Е. По меньшей мере, от Ярно она научится многому.
Подробнее о гонщиках и о команде
Trulli, Микела Черрути, сам Ярно Трулли
к оглавлению ↑Команда Venturi. Пилоты: Ник Хайдфельд, Стефан Сарразан
Очень здорово снова видеть имя Venturi в высших лигах автоспорта после их неплохих выступлений в категории GT в 24 часах Ле Мана и в некоторых других чемпионатах в середине девяностых. Их подбор пилотов для Формулы Е - нечто!
Дарио Франкитти про команду Venturi
Ещё один производитель электромобилей в Формуле Е - Venturi. Жаль, что у них пока нет возможности строить болиды собственной конструкции. Это очень профильный участник Формулы Е. Опытнейший состав пилотов. Ник Хайдфельд, наверное, гонялся везде, где только можно. И Сарразин, который действительно выступал везде. без всяких "наверное". Команда Venturi - нами один из лидеров и претендентов на чемпионский титул Формулы Е.
Подробнее про команду Venturi, гонщиков Хайдфельда и Сарразина.
к оглавлению ↑Команда Virgin Racing, Хайме Альгерсуари и Сэм Бёрд
Интересно взглянуть на возвращение "Вёрджинов" в большой автоспорт после их работы в Ф1. Кажется, теперь это более профессиональная попытка заявить о себе. В этой команде едва ли не лучший пилотский дуэт во всём чемпионате. Владелец бренда Virgin Ричард Брэнсон известен своей страстью к альтернативным видам транспортных средств, а потому Формула Е для его предприятия - логичный шаг. Вместе с командами e.dams и Venturi, электроконюшня Virgin - серьёзный претендент на победу.
Дарио Франкитти о "Вёрджин"
Их форма соответствует их имиджу: сильные, быстрые, опытные. Благодаря Альегрсуари и Бёрду Virgin быстра с самого начала. Я очень уважаю двух этих гонщиков. Хайме чертовски хорош. А что касается Сэма Бёрда, то... мне нравится, как он управляет гоночной машиной. Странно описывать его стиль стандартными словами "плавно перетекая из поворота в поворот", это можно сказать о многих гонщиках. Но у него это получается практически идеально, и мне это нравится. И их машины выглядят потрясающе здорово. Да ещё их болидов женские имена. Так есть ли причины не любить эту команду?
Подробнее про Virgin Racing, Х.Альгерсуари и С.Бёрда.