Сравнение скорости Формулы Е с другими гонками
Широко обсуждаемый чемпионат Формула Е начнётся в сентябре в Китае. Но справятся ли гонки на электромобилях с ролью международного чемпионата? На этот вопрос отвечает известный гоночный эксперт Джо Савар (Joe Saward) на страницах британского профильного сайта Autocar.
* * *
По масштабности Формулу Е сравнивают с Ф1. Но скорость электрических болидов соответствует лишь производительности маломощной юниорской Формулы Форд.
Не поймите меня превратно - я ничего не имею против гонок на электромобилях. Я думаю, что мы должны исследовать все доступные технологии, чтобы найти ответ не только на задачу уменьшения загрязнения окружающей среды на планете, но ещё и для разработки альтернативных видов топлива, ведь скоро нефть станет слишком дорогой.
Ещё я верю, что лучший способ развития технологий - автоспорт (это если не считать войны). Поэтому появление гоночной серии на электромобилях - полностью логичный шаг.
Важный вопрос, который требует ответа - на каком уровне должны выступать гоночные электромобили? Алехандро Агаг и его Формула Е решили дебютировать на международном уровне. На трассах, временно собранных в центрах городов. Такие места для гонок уже означают, что Формулу Е очень сложно сравнивать по скорости с Ф1. А это не самый лучший способ для дебюта. Да, в первый год существования чемпионата интерес к нему обязательно подстегнут громкие имена. Но интерес болельщиков не проживёт долго, если машины и гонки не будут захватывающими.
Поэтому было очень любопытно взглянуть, как прошли июльские тесты Формулы Е в Донингтоне. Странно, что ни одна из посвящённых тестам статей, которые попадались на мои глаза, не делала никаких сравнений с другими "формулами". Лучший круг, который покорился Себастьену Буэми и его болиду Spark-Renault SRT_01E составил 1:31,083 сек.
Разумеется, Формула Е и её электромобиль находятся ещё в ясельной стадии развития. Прямые аналогии очень сложно подбирать, ведь существует множество переменных. К примеру - квалификация пилотов в Формуле Е выше, чем во многих других сериях, но вот погодные условия серьёзно варьируются день ото дня.
Если не смотреть на переменные, то абсолютный рекорд круга в Донингтоне сейчас составляет 1:17,707 сек - он принадлежит гонщику AutoGP Кимия Сато. Чемпионат AutoGP использует шасси 2009 года Lola B0552. Самый быстрый круг в британской Ф3 в Донингтоне принадлежит Алексу Линну - 2012 год, автомобиль Dallara, результат 1:22,600 сек.
Нелишними будут рекорды круга и в других чемпионатах. Лучшее достижение в классе FIA GT1 на автомобиле McLaren MP4-12C - 1:28,023 сек (Фредерик Маковецки). Рекорд Формулы 4 - Чарли Робертсон, 1:31,603. Быстрейший результат Формулы Ford 1:31,730.
Таким образом, нынешняя модификация электромобилей Формулы Е по скорости приблизительно соответствует Формуле Форд.
Скорость, разумеется, ещё не всё. Но есть и другой ключевой вопрос, ответ на который повлияет на успех Формулы Е: сколько кругов способны проехать гоночные электромобили до того, как их аккумуляторы разрядятся полностью.
Болиды Формулы Е способны работать в соответствии с шестью предустановленными схемами энергопотребления. Один знающий парень за бокалом вина поведал нам, что в самом быстром, квалификационном режиме, машины проезжают около 12 кругов. Этот результат полностью объясняет, почему в гонках будут пит-стопы с заменой автомобиля. И такая идея преподносится как достоинство серии электромобилей.
За последние пару лет автопроизводители больше переключаются на создание гибридов, а не полностью электрических автомобилей. Эта смена приоритетов не очень соответствует идеям Формулы Е.
Тем не менее, перед первым этапом в Пекине 13 сентября всё кажется полностью готовым. Хотя новые международные правила воздушных перевозок батарей стали источником головной боли для логистов и организаторов. Теперь электрические батареи Формулы Е должны будут доставляться морским путём вместо авиаперелётов.