Сумасбродные идеи Формулы Е
Сами по себе гонки на электромобилях - чушь. Такого не бывает. Это ботаникам-студентам из инженерных универов позволительно и положено устраивать забавные покатушки на машинках с батарейками и без бензина - пускай себе учатся. А профессиональный автоспорт и звёздные топ-пилоты должны стремиться к Формуле 1.
Так наверняка размышляет об электрических гонках Берни Экклстоун, бессменный руководитель Ф1 и до одурения прижимистый человек: ему по должности положено. Но Формула Е, зародившаяся в воспалённых мечтах экологов, уже стала реальностью. Электромобили способны гонять. Хотя этот принцип - первая и главная сумасбродная идея "Электроформулы". В новом гоночном чемпионате хватает и других очень весёлых идей.
к оглавлению ↑Стометровка бега для гонщиков на пит-стопах
Гонки на электромобилях будут проходить примерно так. От старта до финиша - один час. 20-25 минут гонщик едет на машине №1, до разрядки её аккумуляторов. Пит-стоп - и смена автомобиля на новый, с полностью заряженными батареями, ещё 20-25 минут. А в это время первая машина будет заряжаться, чтобы ближе к концу гонки она смогла покатать пилота ещё минут 10-15.
Всё, вроде бы, логично и правильно. Гонки без пит-стопа - нонсенс. Только в Формуле Е внимание зрителей будет приковано не к механикам и их слаженной работе, а к сумасшедшему забегу пилотов на дистанцию 100 метров от машины 1 к машине 2. Совместить бег и гонки - такое не снилось даже знатному обожателю всяческих триатлонов и прочих биатлонов Дженсону Баттону. Но приснилось организаторам электрической "формулы". Пока не ясно, воплотится ли эта идея в реальность, но в конце 2013 и начале 2014 годов о таком нездоровом подходе трубила каждая статья, посвящённая Формуле Е.
Вообще гонщики - народ спортивный и сильный, изматывающий себя тренировками и атлетикой. Отлично развитая мускулатура - необходимость для того, чтобы справиться с серьёзными физическими нагрузками. Пробежать стометровку для них - плёвое дело. Только смогут ли их руки унять дрожь от напряжения и вновь крутить руль филигранно выверенными движениями?
к оглавлению ↑Электричество из Твиттера
Полностью реальная идея, уже получившая своё воплощение. Перед гонкой каждый болельщик может проголосовать за своего любимого гонщика через твиттер или на официальном сайте чемпионата. А ближе к концу гонки самые любимые и популярные гонщики получат возможность прибавить пару десятков лошадиных сил к своему мотору, и попробовать отыграть за счёт этого одну-две позиции.
Бредово? Не совсем. Нетрадиционно - это точно. "Обгонная кнопка" есть и в Ф1 в виде аэродинамической системы DRS, и в американском ИндиКаре в виде рычажка "Push to pass" - "нажимай для обгона". На короткое время прибавляется скорость машины или мощность двигателя. Больше обгонов - больше зрелищности, хотя системы такого типа зачастую критикуются олдскульными ретроградами. Но использовать вместо обгонной кнопки наши интернеты? Да за китайцев с индусами по миллиарду человек проголосует, а истинным королям скорости не достанется ничего!
А зачем вообще настоящим звёздам и быстрейшим пилотам такая кнопка и мощность? К моменту активизации "индусской нитры" они будут далеко впереди. А совсем уж медленным пилотам такая кнопка в любом случае не поможет. Зато какой интерактив! Разве болельщики не мечтают повлиять на исход гоночного заезда?
Всенародная любовь Италии временами окрыляет Ferrari. Преданнейшие фанаты придают скорости пилотам McLaren. И это не красивые слова, а вполне реальные деньги от спонсорских контрактов и популярности. Деньги - разработки. Разработки - прибавка скорости. В Формуле Е лишь сняли лишние звенья цепи, оставив связку "популярность" = "прибавка скорости". И даже как-то честно получается. А то что необычно, так это пусть...
к оглавлению ↑Подзарядка во время гонки
Электричество можно доставить в аккумулятор без проводов. Беспроводные зарядные устройства уже вполне распространены для смартфонов и других гаджетов. А ведь электрические болиды Spark-Renault - суть большие и очень быстрые гаджеты. Значит, к ним тоже можно подводить электричество, не отходя от кассы: прямо во время гонок.
Технически это вполне реализуемо. Разместить мощные электромагнитные катушки под асфальтом, оборудовать болиды чем-то вроде токосъёмников, и пусть заряжаются на ходу. Практически эта идея получит внедрение не раньше следующего года. Её активно продвигала экс-команда Drayson (ныне - Trulli), а ещё - компания Qualcomm, вложившая в чемпионат аж 50 миллионов. Интересно, технологично и очень перспективно даже для обычных гражданских электромобилей. Надо только опробовать и протестировать это красивое инженерное решение. Лучше всего - на специальном полигоне, имя которому - электромобильный чемпионат Формула Е.
к оглавлению ↑Гонки на городских улицах
Это реальность Формулы Е с её самого зарождения. И, похоже, реальность на долгие годы.
Монако и Сингапур в Формуле 1 - городские временные трассы. Лонг-Бич вместе с десятком других временных "автодромов" - неотъемлемая часть некогда "овального" ИндиКара. Это украшения обоих чемпионатов. Жемчужины - избитая, но верная фраза.
Но ведь где-то глубоко в душе почти каждый фанат автоспорта знает: бред это! Города - для гражданских машинок. Настоящие гоночные трассы - для спорта. Иное - от лукавого, для красоты и гламура. Или для стритрейсеров, но не для профессионалов.
В Формуле Е поступили иначе. Стационарные автодромы с богатой историей - для старичков-болельщиков из Ф1. Новое поколение выбирает знакомые места - повседневный городской асфальт на фоне обычных городских пейзажей и известных зданий. Чушь - но только для олдфагов. На самом деле - это веселая правда! А ещё у нас будет своё электрическое Монако и столь же электрический Лонг-Бич.
Есть и практическая причина такого нестандартного решения для проведения гонок на перекрытых городских улицах. Если болиды Формулы Е будут гоняться по известным трассам, то даже дилетанту будет ясно: мощности и скорости в них ещё меньше, чем в полудетской Ф3. Грамотный болельщик понимает, что это нормально и так нужно. Но казуально-рядовому гоночному фанату этого показывать никак нельзя: Формула Е - изначально топовая серия. Потому лучше Формуле Е прикинуться чуток крейзи, но весёлым чемпионатом, чем псевдогонками на непонятных болидах.
Формула Е полна неожиданных решений. Или, говоря откровенно, сумасшедших идей. И это здорово! За это её можно и нужно любить. А если вы еще не адепт Формулы Е, то "Краткий курс: как и зачем любить Формулу Е" должен все исправить.