Опубликованы будущие характеристики Формулы Е
После приглашения сторонних конструкторов разрабатывать и внедрять свои агрегаты в электромобили для гонок Формулы Е Международная Автомобильная Федерация ФИА начала предпринимать практические шаги для привлечения разработчиков.
Для болельщиков и интересующихся техникой самым интересным документом станет предварительная "дорожная карта" развития Формулы Е в ближайшие сезоны. Речь там идёт о ключевых технических характеристиках болидов чемпионата. Документ действительно крайне интересный. Он представлен в виде таблицы, которую мы разберём подробнее.
к оглавлению ↑Изменения во втором сезоне (2015-2016)
Формула Е в следующем году будет очень похожа на нынешнее поколение болидов. Мощность двигателя останется такой же, батареи будут обладать такой же ёмкостью, как и сегодня, масса автомобиля останется без изменений - 896 кг вместе с гонщиком (в начале этого сезона было 888 кг). Фактически, единственным изменением будет разрешение использовать активную систему торможения.
Хотя ФИА не объясняет значение этого термина, можно предположить, что речь идёт о режиме работы электродвигателя в качестве дополнительной тормозной системы. Мгновенное переключение режима работы позволяет использовать электромотор болида для торможения. В этом году тормозная система не работает в связке с двигателем (и это называется классической системой тормозов). Начиная со следующего сезона и далее в Формуле Е будут применяться именно активные тормоза.
На практике это означает уменьшение времени прохождения круга и увеличение максимальных скоростей. Гонщики получат возможность тормозить позднее и дольше сохранять высокую скорость.
к оглавлению ↑Изменения в третьем сезоне (2016-2017)
Долгожданное увеличение мощности двигателя и повышение ёмкости аккумуляторов. Вместо нынешних 28 кВт/ч аккумуляторы смогут выдавать 32 кВт/ч - почти на 15% больше. Соответственно, на 25% увеличится и максимальная мощность двигателя Формулы Е - до 250 кВт вместо нынешних 200 в квалификационном режиме.
Вероятно, это означает, что в третьем сезоне будут использоваться электромоторы с более высоким КПД. Ведь их мощность увеличится на большее значение (25%), чем выдача энергии от батарей (всего 15%). При этом батареи вряд ли изменяться серьёзным образом: масса болида останется неизменной и на третий год, а нам известно, что и сейчас у них есть некоторый запас по энергоёмкости, а ограничение в 28 кВт/ч наложено регламентом.
Вполне может быть, что именно с третьего сезона в Формуле Е будут применяться технологии беспроводной зарядки электромобилей прямо во время движения. При этом можно будет не увеличивать ёмкость аккумулятора: благодаря подзарядке и рекуперации часть энергии будет возвращаться обратно в батареи по ходу заезда. Наконец, ожидается пересмотр поставщика шин. Для более мощных и быстрых болидов нужны будут шины несколько другого типа.
На практике мы увидим повышение скорости благодаря увеличенной мощности двигателя.
к оглавлению ↑Четвёртый сезон: полный привод и снижение массы
Здесь Формулу Е ждут серьёзные перемены. Снижение массы гоночного автомобиля прямо указывает на применение аккумуляторов нового поколения. Мощность останется неизменной, зато привод станет либо передним, либо, что более вероятно - полным. Похоже, что двигатели электромобилей будут расположены в каждом колесе - это реальные технологии уже на сегодняшний день. КПД четырёх двигателей должен быть выше, чем у одного-двух.
Скоростные характеристики болидов также должны будут возрасти. Во-первых, применение четырёх моторов вместо одного-двух позволяют использовать технику изменения векторов тяги (особенно важно в поворотах). Снижение массы болида также напрямую влияет на его скорость.
И в этом году можно говорить об увеличении скоростей и/или значительном повышении дистанции, которую способен проехать один электромобиль.
к оглавлению ↑Пятый сезон: кардинальные перемены дизайна шасси
Документ ФИА говорит о введении в этом сезоне конструкции "мобильной аэродинамики" (mobile aero). Пояснений нет никаких, но, вероятно, речь идёт о внедрении антикрыльев с изменяемым углом атаки - наподобие DRS в Ф1.
Двигатели станут мощнее на 20% по сравнению с 3-4 сезонами, достигая 300 кВт. Аккумуляторы будут выдавать 40 кВт/ч - на 25 выше, чем годом до этого. Масса болида при таких изменениях планируется на том же уровне.
Не стоит относиться к "дорожной карте", как к законодательному акту. Это лишь рассказ о том, в каких направлениях планируется совершенствовать Формулу Е. Весьма вероятно, что некоторые характеристики будут иными. К тому же ФИА напрямую указывает будущим конструкторам - регламент может измениться в любой момент. С уверенностью можно говорить лишь о нынешнем поколении болидов Формулы Е Спарк-Рено SRT_01e и об их технических характеристиках.