Другие гоночные электромобили: Пик Пайка и подъём на холм
Формула Е - первая и единственная в мире профессиональная гоночная серия для электромобилей. Но это заблуждение: и до ЭлектроФормулы гонщики выступали на автомобилях с аккумуляторами и без двигателей внутреннего сгорания. На шикарно выглядящих машинах - а вовсе не на экспериментальных прототипах-уродцах.
Электромобили в Пайкс Пик
... Род Майлен закрывает забрало шлема, залезает в болид, выводит его на разметку стартового поля. Первый поворот уходит на право. Первый из 156 поворотов на 20-километровой трассе. Через несколько секунд машина Рода уже скрылась за поворотом. Финишная черта начерчена на высоте 4301 метр над уровнем моря. Это вершина горы Пайкс Пик в штате Колорадо - арена знаменитой трассы для соревнований по подъёму на холм.
Пайкс Пик уже 91 год испытывает мастерство, умение и хладнокровие гонщиков, даря им то славу, то разочарование. Род Майлен побеждал в Пайкс Пик (а точнее - в Международном заезде по подъёму на холм Пайкс Пик) уже девять раз. Ему же принадлежал и рекорд прохождения этой трассы, установленный в 1994 году. Сын Рода, Рис Майлен, пошёл по стопам отца - в прошлом году он также поставил рекорд трассы Пайкс Пик, проехав её за 9 минут и 46 секунд. Майлен-старший уверен, что ему по силам заткнуть за пояс сына.
Род Майлен (Rod Millen) - ветеран автоспорта, ныне пилотирующий электромобиль Toyota: "Правую ногу на газ, левую на тормоз. Никакого сцепления с переключением скоростей, никаких задержек в мощности или в крутящем моменте. Можно сосредоточиться на том, что делаешь и куда едешь. С другой стороны, эта машина весит посерьёзнее, чем бензиновая".
Отмашка зелёного флага, машина срывается с места. Долю секунды Майлен чувствует, что задние колёса получили крутящий момент. И тут же 563-сильная махина срывается к первому повороту, издавая вой наподобие полицейской сирены. И эта 120-дб сирена - единственное, что услышат зрители при приближении Майлена. Дело в том, что в этом году его болид, Toyota TMG EV P002, практически бесшумен. Впервые в карьере Род Майлен выступает в Пайкс Пик на электромобиле.
к оглавлению ↑Упадок современного автоспорта
Автомобили, создаваемые для покорения гоночных трасс, десятилетиями были самыми быстрыми, мощными и продвинутыми транспортными средствами. Десятилетиями же гоночные автомобили служили лабораториями для новых технологий: множество произведений инженерной мысли опробовались сначала на гоночных трассах. А потом результаты заездов оглашали приговор: жить новой технологии в автомобилях серийного производства, или же сгинуть вместе с гоночным прототипом.
Но современные гонки уже давно не работают полигоном для инженеров. И овалы Индикара, и заковыристые улочки Монако - нынешние чемпионаты по максимуму ограничивают свободу творчества конструкторов, дабы ни одна команда не получила преимущества. Вместо инноваций и технических революций инженеры занимаются поиском крохотных дыр в регламентах и вылизыванием уже идеальных технологий.
Результат - сегодняшние машины массового производства всё чаще становятся более продвинутыми, чем гоночные болиды. Антипробуксовочная система дорогой, но вполне серийной Ferrari 458 Italia - гораздо более умная техника, чем та, которая работает на болиде Скудерии в Формуле 1 - там трекшн-контроль и вовсе запрещён. Наскаровский болид Toyota Camry не может использовать верхние распредвалы и регулируемые фазы газораспределения, которые уже давно установлены на современных дорожных машинах. Ни одна гоночная Porsche не сравниться по сложности с силовой установкой на гражданском Spyder 918.
к оглавлению ↑Электромобили в гонках на Пике Пайка
Но остались ещё гонки, где правит дух инноваций. Международное соревнование по подъёму на холм в Пайкс Пик (Pikes Peak International Hill Climb) - лаборатория скорости. А самые интересные и многообещающие технологии развиваются в классе электромобилей. Нововведения в управлении энергопотреблением, векторизация крутящего момента и даже зарядка аккумуляторов на высоких скоростях внедряются именно в этих горах, и улучшаются они ежегодно. И, в отличие от большинства сверхдорогих видов гонок, значительная часть инноваций Пайкс Пик действительно придёт в мир серийного автомобилестроения - т.е. в наши гаражи.
До недавнего времени, ещё лет 5-7 назад, класс электромобилей в автоспорте был не более, чем курьёзной новинкой. Однако ещё в 1981 году электромобиль Sears Джо Бэлла смог проехать всю дистанцию до вершины горы за чуть менее 30 минут. А в наши дни электромобили - грозный соперник для традиционных болидов даже в сверхмощном классе, где отсутствуют всяческие ограничения. В 2012 году электромобиль Toyota показал самое быстрое время на подъёме на Пик Пайка. Ему помогли и два мотора вместо одного, и отсутствие технических сложностей работы ДВС в условиях высокогорья, где обычные двигатели теряют около 30 процентов своей мощи из-за разреженного воздуха. Большинство экспертов сходятся во мнении, что уже скоро Пик Пайка будет полностью электрической, а не бензиновой гонкой. И это не дань экологии - электромобили в этих условиях попросту быстрее и мощнее обычных гоночных машин.
В этом году компания Mitsubishi выставила на старт два 536-сильных болида с полным приводом - MiEV Evolution II. Известный и очень авторитетный местный гонщик Грег Трейси пилотировал одну из этих машин. В квалификации он показал такой результат, который позволил бы ему оказаться одним и трёх быстрейших. Притом не в электрическом классе, а в общем зачёте. " Электрическая энергия позволила мне плотнее слиться с автомобилем в единое целое. Линейное возрастание мощности очень похоже на ускорение американских горок", - говорит Грег. Не сосредотачиваясь на переключении передач, ты концентрируешься на самой трассе, на поворотах, и проходишь их быстрее. А то, что на выходе из поворота у машины столько же крутящего момента, как и на входе в него, будоражит кровь любого пилота".
Другие преимущества гоночных электрокаров MiEV - векторный крутящий момент на всех четырёх колёсах и рекуперативное торможение. В гоночных условиях рекуперация работает так, что электродвигатели служат в качестве дополнительной тормозной системы. "С каждым разом я проезжаю дистанцию всё быстрее. Мне приходится переучиваться управлять электромобилем на ходу", - продолжает Трейси. Интересно, что знаменитый серийный автомобиль Mitsubishi Lancer Evo получил признание потребителей благодаря именно этой системе направленного крутящего момента на всех колёсах, что значительно повышает способности седана. А технология, как уже было сказано, испытывалась именно в автогонках.
к оглавлению ↑Недостатки гоночных электромобилей
Есть у электромобилей-болидов и мощный недостаток: масса. Аккумуляторы нынешнего поколения вполне обладают ёмкостью, позволяющей на высокой скорости заехать на вершину горы Пайкс Пик. Проблема в том, что "плотность" электроэнергии не идёт ни в какое сравнение с энергоёмкостью бензина. Потому "бензобак" (аккумулятор, в случае с электромобилем) нужен более объёмный. Как следствие - более тяжёлый. "Масса батареи - важнейшая проблема электромобилестроения", - говорит Наонобу Таджима, главный инженер автомобиля Monster Sport E-Runner команды APEV. "Наш гоночный электромобиль весит на 140-150% больше, чем обычный болид высшего класса. 156 поворотов на трассе, и масса автомобиля критически важна в каждом из них. Уменьшение веса крайне важно".
Основываясь на шасси Radical SR8, электромобиль Toyota весит 1134 кг. Мощность достигает почти 600 л.с., но во время практики гонщикам достаётся примерно на 15% меньше - иначе моторы "скончаются" довольно быстро. Но даже и 500 л.с. достаточно для того, чтобы соотношение мощности к массе у болида EV P002 превышало таковое у суперкара Bugatti Veyron. А ещё Veyron не может предложить своему водителю максимальный крутящий момент при нулевых оборотах двигателя - такое качество остаётся прерогативой исключительно элеткродвигателей. Стоит эта машинка почти 2 миллиона долларов.
к оглавлению ↑Гонка на Пике Пайка
День гонки на Пайкс Пик выдался солнечным и ясным. Бензиновые автомобили из неограниченного класса первыми ринулись к вершине. Многократный раллийный чемпион Себастьян Лёб привёл свой 875-сильный Peugeot к финишу за 8 минут 13 секунд - это новый рекорд. Но к моменту начала заезда электромобилей погода серьёзно ухудшилась. Ближе к вершине шёл даже дождь со снегом. В результате команды электромобилей даже не были уверены, какие шины им надевать.
Майлен: "Не могу сосчитать, сколько раз я поднимался на Пик Пайка. В практике всё может быть замечательно, а во время гонки - провально". Хотя практика с менее мощным двигателем обещала прохождение дистанции приблизительно за 9,5 минут, гоночный результат оказался на 45 секунд медленнее. "Мы были лишь на несколько секунд медленнее лучшего времени, но мать-природа внесла свои коррективы. Мы попали в дождь, а ребятам из неограниченного класса светило солнце. Лотерея".
Трейси, управляя полноприводным Mitsubishi, опередил Майлена менее чем на секунду. В электромобильном классе они приехали 3 и 4 соответственно. Трейси удивлён и доволен этими позициями и временами, учитывая погодные условия: "Мы участвуем в одной из самых опасных гонок на планете, и тут начинается дождь. При такой погоде время 10:23 - нечто невероятное". Лучшим результатом электромобилей стало время 9:46 - Нобухиро Таджима (брат Наонобу) приехал первым, покорив дистанцию гонки в Пайкс Пик за 9:46. И это очередной рекорд - впервые электромобиль смог проехать трассу, уложившись в 10-минутный отрезок.
Всего за 12 месяцев электромобили смогли проехать трассу на минуту быстрее. Какими будут результаты через 5 лет? Пусть погода и разочаровала, но она не подмочила веру в прогресс электромобилей. Гонщики и эксперты убеждены, что уже скоро электромобильные гоночные машины станут быстрее, чем их соперники из неограниченного класса. Таджима, скажем, уверен, что такое произойдёт уже года через 3. Переломный момент уже пройден в категории мотоциклов: электрический мотоболид Lightning Electric SuperBike опередил на 21 секунду классический Ducati Multistrada - лучший из бензиновых.
А пока что электромобили уже доказали, что гонки с экологично-электрической сущностью способны на равных сражаться с брутальными, олдсульными покорителями скорости. "Большинство людей не верит, что потенциал есть у Теслы и Leaf-ов. Но в Toyota инженеры уже умудрились получить из батареи EV P002 42 кВт*ч. Это почти в 10 раз больше, чем у серийного электромобиля Prius.
Хотя двигатели внутреннего сгорания правили бал почти столетие, электромобили уже вплотную подбираются к самым лучшим представителям этого класса. А когда эти машины станут весить хотя бы в 2 раза меньше за счёт более прогрессивных аккумуляторных технологий, то они будут непобедимы.