Странности регламента Формулы Е
Хотя на официальном сайте серии есть только "ознакомительное" описание правил, но ФИА опубликовала сразу два регламента серии Формула Е. Регламент - это свод правил чемпионата, наподобие ПДД для обычных водителей. Спортивный регламент описывает аспекты безопасности, расписания, начисления очков, поведения команд, гонщиков и официальных лиц. Технический регламент - подробное описание настроек болида, что с ним можно делать командам, а что строго запрещено.
Владеющие английским языком могут ознакомиться с обоими документами в формате PDF: спортивный регламент Формулы Е, технический регламент Формулы Е. А редакция "ЭлектроФормулы" уже готовит неофициальный перевод на русский. Документ большой, на 50 с лишним страниц, поэтому работа эта долгая. Но мы уже подготовили для читателей самые интересные выдержки из спортивного регламента.
к оглавлению ↑От 6 до 12 гонок за сезон
ФИА ограничивает максимальное и минимальное количество гонок Формулы Е - не менее 6 и не более 12 за один сезон. При этом ФИА обязуется публиковать окончательный список гонок не позднее 1 января соответствующего года. Это странно, ведь выбранный Формулой Е формат сезона - "зимний", когда сезон начинается в одном году, а заканчивается уже в другом. Похоже, чиновники ФИА оставили себе лазейку для максимально позднего изменения календаря. В принципе, календарь на сезон 2014-2015 года они могут менять вплоть до 1 января именно 2015 года, как оно пока и происходит.
к оглавлению ↑Гонщикам зачтутся не все набранные в сезоне очки?
Непонятно и с системой начисления очков гонщикам. В копилку пилота идут не все результаты гонок, как в Формуле 1, а лишь 9 из 10. Худший результат, показанный в течение всего сезона, не принимается во внимание.
Иными словами, если пилот стабильно набирал очки в каждой гонке, то ему в зачёт начисляются лишь очки за 9 наиболее результативных для него гонок. В случае, если гонщик одержал победу в каждой из 10 гонок, то ему в зачёт идут лишь 9 побед. Зачем нужна такая малопонятная схема - неясно. Такая система начисления очков встречалась в некоторых молодёжных сериях вроде Формулы 2. На практике пилот редко получает меньше очков, чем набрал фактически: сказываются сходы и неудачные гонки, когда гонщик вообще не набирает очки. Именно такие неудачи и принимаются за худший результат сезона, не идущий в зачёт чемпионата.
к оглавлению ↑Стартовые номера пилотов
Всё, как в Ф1 с этого года. Каждая команда отправляет организаторам заявку с желаемыми номерами для своих гонщиков. Организаторы отправляют список с номерами в ФИА. А ФИА подтверждает назначение каждого стартового номера соответствующему пилоту.
Необычное здесь то, что по регламенту ФИА обязуется назначать номера до 30 июня каждого года. Пока же ни один номер так и не был делегирован.
Как обычно, козырная чемпионская единичка выдаётся команде, которая выиграла чемпионат в предыдущем сезоне.
к оглавлению ↑Может ли гонщик поменять команду
В принципе, да. Но для этого требуется специальное разрешение ФИА, а также согласие "старой" команды, где этот пилот выступал ранее. Если согласие не будет дано, то ФИА может не разрешить гонщику перейти в другой коллектив.
Строго запрещённые тесты
Тесты в Формуле Е запрещены строго-настрого. За исключением тех, которые официально организуются промоутером (т.е. Агагом и его командой). Логично, но как тогда объяснить те неофициальные симуляции гонок, которые прошла в Донингтоне в начале августа?
Хотя каждой команде разрешены "маркетинговые покатушки" - до трёх за сезон, с целью отснять видеоролики и другие рекламные материалы. Можно проехать не более 50 километров. Тестирования в аэродинамической трубе или при помощи вычислений гидродинамики (CFD) запрещены вообще строжайшим образом.
Наконец, самая большая странность про тесты заключена в параграфе 22.3 b: во время тестов не допускается выезд на трассу ни одного автомобиля, кроме Формулы Е. Интересно, пожарные машины и скорая помощь тоже будут с открытыми колёсами, обвесами и электродвигателем?
к оглавлению ↑Шины
Шины Michelin для Формулы Е, в принципе, всепогодные. Но каждой команде будет выдано дополнительно по одному комплекту специальных шин для проливного дождя - регламент называет их "тайфунными". Эти шины можно использовать в гонках лишь с разрешения ФИА.
Каждому пилоту на уик-энд будет выдаваться по 5 комплектов шин. Один из них - обязательно с прошлой гонки.
Квалификация, гонка
Если гонщик в квалификации проедет свой лучший круг за время, которое превышает 110% от времени обладателя поул-позиции, то этот гонщик не допускается на старт. Впрочем, как и в Ф1, возможны исключения (погодные условия, технические неполадки и т.п.) в случае, если во время практики гонщик ездил достаточно быстро.
Дистанция гонки от старта до клетчатого флага должна быть не менее 60 км. Максимальное время гонки - 60 минут плюс один дополнительный круг после истечения этого времени.
к оглавлению ↑Прочее
Каждая команда выплачивает в ФИА 50 тысяч евро для участия в чемпионате.
Термочехлы и другие устройства для прогрева шин в Формуле Е запрещены.
Минимальная масса электромобиля вместе с пилотом - 888 кг.
Запасные болиды не разрешены - лишь два основных электромобиля для одного гонщика на каждую гонку. Но в любой момент уик-энда можно менять любую часть машины на запасную. Правда, не совсем любую: спортивный регламент ясно говорит, что на каждую машину положено не более одного мотора, коробки передач и комплекта батарей на весь сезон. В противном случае стюарды налагают штрафы - потеря десяти позиций на старте следующей гонки.