Превью третьего сезона. Что нового в Формуле Е в 2016-2017?

А обещали-то нам, обещали! Как заманивали – и мощности больше дадим, и скорости увеличатся, и российского гонщика найдём, и…

Вышло, впрочем, тоже не так уж плохо. Официальный сайт чемпионата утверждает, что "дела Формулы Е не стоят на месте: сама суть серии продолжает постоянно развиваться и эволюционировать", скромно добавляя – "но развитие-эволюция идут по строго контролируемому руслу". Типа – хотели бы, как лучше, но надо же сдерживать безудержный поток прогресса.

Перед вторым сезоном список изменений был довольно внушительным: всё же, переход с экспериментально-дебютного года на почти "взрослый". Организаторы дали "зелёный свет" производителям силовых установок и пригласили сразу 8 компаний (часть из них уже гонялась в дебютном сезоне). А вот к третьему сезону чемпионата изменения не столь радикальны – пресс-служба называет их "нюансами".

к оглавлению ↑

Новое переднее антикрыло

Новое переднее антикрыло Формулы Е

Новое переднее антикрыло Формулы Е

Сумасшедшая, но довольно стильная штука. Классические "формулы" толком не напоминает. Там-то антикрылья используются для генерации большей прижимной силы: выше скорость прохождения поворотов, т.к. встречный поток воздуха буквально придавливает болид к полотну трассы.

Но в Формуле Е скорости не столь велики, и продвинутая аэродинамика толком не нужна. Кто-то из инженеров говорил, что нынешнее поколение гоночных электромобилей вполне можно было сделать в виде грузовиков, или маршруток – да хоть параллелепипеда на колёсах с аккумуляторами – скорость толком не изменилась бы. Конечно, это излишне радикальное предположение, но замена классического формульного крыла на эту футуристическую "порнографию" действительно не повлияет на скорость болидов.

novoe-krilo2

Даже организаторы серии откровенно называют эффект от нового переднего крыла "чисто косметическим". Его предназначение – сделать более характерным облик электрических гоночных машин, не более того. Иными словами – чтобы даже непосвящённый зритель ясно осознавал, что перед ним не какая-то рядовая "формула", а ведро на батарейках гоночный электромобиль. Что ж, скорости хотя бы не упадут.

Чтобы не заканчивать рассказ о новом антикрыле Формулы Е на минорной ноте, вспомним: именно поломки антикрыльев, в особенности – хрупких передних, являются наиболее частой причиной сходов и внеплановых пит-стопов. А замкнутая структура нового обтекателя делает эту деталь значительно менее хрупкой. Сходов и ремонтов будет ощутимо меньше – и это к лучшему!

И – небольшой анонс: это крыло сохранит свой облик вплоть до далёкого ещё пятого сезона чемпионата, когда машины получат кардинально новые характеристики и внешность.

к оглавлению ↑

Больше регенерации энергии

С технической стороны вопроса наикрутейшее изменение – увеличение рекуперируемой мощности. Иными словами – того "объёма" электроэнергии, который "закачивается" в аккумуляторы обратно при торможениях. В предыдущие 2 года это значение находилось на отметке 100 кВт, ныне стало 150 кВт.

Здорово, да? Судя по чистой прибавке, это целых 50%. Проблема в другом: на практике сложно набрать даже старые 100 кВт, не то что больше. Дело в том, что в Формуле Е хоть и много поворотов, они редко способны принести много энергии. Скорости, всё же, не столь высоки, а потому и торможения не такие уж напряжённые (=рекуперационные!). В сухом итоге – теперь позволено чуть больше, но воспользоваться таким разрешением удастся далеко не всегда.

Позитив же в том, что большее количество накапливаемой энергии чуть увеличит возможности командных стратегий. Если раньше "окно" пит-стопов было где-то посередине дистанции гонки (скажем, на 14-16 кругах из 30), то теперь это "окно" увеличивается до 13-17 кругов (в лучшем случае). Многим пилотам бывает удобнее заехать на замену машины как можно позже, чтобы заключительный отрезок был максимально быстрым, а экономить на нём не приходилось.

к оглавлению ↑

Аккумуляторы

Тут всё настолько скучно, что даже официальный сайт толком не упоминает о них. Компания-разрабочик батарей для Формулы Е, Williams Advanced Engineering, представила слегка обновлённую версию аккумуляторов. Технические характеристики всё те же – не более 200 кВт, а максимальный расход электричества составляет не более 28 кВт/ч. И то, и это уже набило оскомину за 2 предыдущих сезона. Аккумуляторы, по сути, остались теми же. Возможно, инженеры Williams провели лишь небольшую работу над ошибками. Скажем, чтобы в них можно было закачивать не 100, а 150 кВт в течение гонки.

к оглавлению ↑

Новая мелочёвка

Болиды получили новые рули. Что там нового – широкой публике не сообщается, но, по словам разработчиков, эти рули "увеличили свою функциональность в области выбора стратегий".

Изменения в расписании гоночного дня – другое мелкое нововведение в ЭлектроФормуле. Стандартное начало расписания изменено на 15 минут раньше – теперь свободные заезды будут начинаться в 8 утра, а не в 8:15. По слухам, эти 15 минут выделены не просто так – что-то новое грядёт в расписании.

к оглавлению ↑

Шины

Всё те же неплохие и надёжные Michelin, всё тот же размер – 18 дюймов. Но в третьем сезоне состав резины был несколько переработан. Шинники утверждают, что их продукция стала более энергоэффективной (когда маркетологи говорят такими словами, речь идёт, в лучшем случае, о долях процентов). Уменьшено сопротивление качению, понижен вес.

Из неофициальных источников известно, что новые шины для Формулы Е быстрее выходят на рабочую температуру, чем предыдущая версия – замечательно, но не столь уж важно.

к оглавлению ↑

Начисление очков: лишь один балл за лучший круг

Формула Е растёт, развивается… и потихоньку теряет свои сумасшедшинки. А помните, в заключительной гонке прошлого сезона за титул сражались Себастьян Буэми и Лукас ди Грасси. Судьбу чемпионства решили именно 2 очка за лучший круг. Буэми повредил вторую машину и никак не смог бы завершить полную дистанцию гонки. Для титула ему не хватало лишь двух очков. В результате швейцарец прыгнул выше головы, изнасиловал собственный болид, отполировал трассу – и проехал замечательнейший круг по лондонской трассе.

Да, он не смог завершить гонку. Но именно тех двух очков ему хватило, чтобы оставить ди Грасси всего лишь вице-чемпионом прошлого года. Драма, драйв, крейзи, веселье! Которые остались в прошлом. Скучные чиновники ФИА решили начислять лишь одно очко за лучший круг в гонке, чтобы таких ситуаций больше не возникало. Логично, наверное. Судьба чемпионата, который состоял из 11 гонок, не должен решаться сверхбыстрым кругом, потому его значение принизили в 2 раза. Так весело уже не будет, жаль.

к оглавлению ↑

Шайтан-робогонка Roborace

Пока Гуглы-Эпплы и другие АйТи-корпорации только экспериментируют с беспилотными автомобилями, в Формуле Е активно внедряют гонку таких машин без водителей. Это чудо техники будет называться Roborace, и станет "гонкой поддержки" для нашего чемпионата.

Здравствуй, робогонщик Терминатор!

Здравствуй, робогонщик Терминатор!

В конце августа прошли первые тесты этих странных самобеглых электроповозок под управлением какого-то Скайнета. Пара-тройка болидов-прототипов успешно завершили целый круг в Донингтоне. Интересно будет взглянуть, сколько кругов смогут продержаться эти терминаторы в боевых условиях и дорожной пыли.

к оглавлению ↑

Новые команды

Нет, 9 прошлогодних команд, это маловато. Trulli GP так и не смогли выступить ни в одной гонке, и ещё в начале прошлого сезона по-быстрому покинули мир автоспорта. В 2016-2017 году в Формуле Е появилась новая команда - Panasonic Jaguar Racing. Выглядят их дарт-вейдеровские машинки замечательно, организаторы и спонсоры – ребята более чем известные, гонщики тоже не самые слабые. Позитивчик!

Имперцы около космического катера Дарта Вейдера

Другое название команды практически не знакомо в мире спорта, да и звучит громоздко. Китайские инвесторы выкупили команды Aguri и дали её новое название - TECHEETAH. То ли Тычита, то ли Тичыта, ну и ладно. По сути, обыгрывается игра слов tech ("техника", вестимо), и cheetah ("гепард"). Робокошка родом из Китая уже приобрела силовую установку производства Renault, а на предсезонных тестах показала неплохие результаты. Жан-Эрик Вернь регулярно попадал в топ-3.

Стоит упомянуть и ребят из Dragon Racing. Им удалось соблазнить кошельки нового спонсора – некой американской компании Faraday Future. Планы весьма амбициозные – стать ключевым игроком на рынке американских электрических гиперкаров. Фарадей собирается убить Теслу?

к оглавлению ↑

Новые гонщики Формулы Е

Их теперь +2, итого – 20. Jaguar же! А новичков пятеро, довольно сильных и титулованных. В целом, пелотон вновь состоит из участников гонок на выносливость WEC (Ле-Ман!), кое-кто из Индикара, некоторые – из лучших представителей молодёжных чемпионатов.

Адам Кэррол (Panasonic Jaguar Racing)

Чемпион серии A1GP 2009 года, регулярный победитель GP2 и экс-звезда Ф3. Светился и в IndyCar, и в DTM, и в неплохом классе GT-Am (только этот класс – для "непрофессиональных" пилотов) чемпионата WEC. Подробнее про Адама Кэррола.

Маро Энгель (Venturi)

Малоизвестная личность, но исправно трудился заводским пилотом концерна Mercedes-AMG. Некогда побеждал в британской Ф3, несколько лет провёл в DTM – без особых успехов. С горя поехал в Австралию выступать в местном чемпионате V8 Supercar (классные гонки, если честно), затем вновь вернулся в Европу, для участия в серии GT.

Митч Эванс (Panasonic Jaguar Racing)

Ярчайшая звезда и большая надежда Новой Зеландии (и лично своего менеджера Марка Уэббера). Чемпионил в GP3, неплохо катался в GP2. К сожалению, так и не добрался до Формулы 1, хотя единственная тому причина – недостаток спонсорской поддержки. Лишним в ЭлектроФормуле Митч точно не будет – добро пожаловать!

Хосе Мария Лопес (DS Virgin Racing)

Некогда сильный соперник аж самого Льюиса Хэмильтона по молодёжным сериям – правда, таким он был лет 10 назад. Аргентинец регулярно крутился вокруг Формулы Е и, наконец, получил шанс показать себя во всей красе. Впрочем, трёхкратный чемпион серии WTCC в команде Citroen – действительно мощный пилот.

Феликс Розенквист (Mahindra Racing)

На счету молодого шведа почти уникальное достижение – он второй человек на планете, которому удалось защитить свой титул победителя Гран-при Макао, самой престижной гонки в классе Ф3. В этом году он понемногу выступал в американской молодёжной серии Indy Lights и в европейской DTM.

Новые города

Взамен старых, конечно. За одним лишь исключением – в Формулу Е вернулась гонка в Монако! Да, это лишь обрезок "формульной" трассы, но это Монте-Карло.

 

Гонки в Марракеше бывают не только на верблюдах

Гонки в Марракеше бывают не только на верблюдах

Другие трассы-дебютанты: Гонконг (давно хотели!), Марракеш (Марокко, и не надо смеяться – город замечательный и весьма гостеприимный к гонкам), Брюссель (всеевропейская столица, как-никак), и – Нью-Йорк! Да, никакой Москвы, а жаль, очень жаль.

к оглавлению ↑

Итоги

Формула Е не получила долгожданных обновлений с технической точки зрения? Обидно, зато не стала хуже. Даже чуть увеличилась рекуперация, да и новые шины стали слегка побыстрее. Новое антикрыло, которое не предназначено для гонок? Зато будет меньше нелепых сходов из-за поломок.

На предсезонных тестах был обновлён рекорд круга – лишь на секунду быстрее, да и то на полутораминутной трассе Донингтона. Здорово же! Две новые команды, снова 20 пилотов на старте, а главное – всё та же весёлая и интереснейшая Электрическая Формула снова с нами! Поехали – уже с 9 октября 2016 года!