formula-e

Учимся любить Формулу Е: почему гонки электромобилей — это прикольно?

Оглавление:

Автогоночный чемпионат на полностью электрических машинках Формула Е сталкивается с барьером скептицизма ещё до первой гонки. Но электрический автоспорт заслуживает своего шанса на то, чтобы вырасти в нечто большее, чем "покатушки на троллейбусах". Из-за равнодушного восприятия даже небольшого понижения уровня шума у монструозных болидов Формулы 1 в этом сезоне, можно ли надеяться на то, что тишайшие электромобили смогут достучаться до сердец болельщиков?

Зная все сложности, с которыми предстоит столкнуться каждой новой гоночной серии, ответ на этот вопрос должен бы быть скорее таким: "Вряд ли". Но стоит послушать тех, кто отвечает за новый чемпионат, и пилотов, уже опробовавших новые электрокары, и это мнение может измениться. Не забудем ещё и о потрясающих возможностях для улучшения экологической обстановки благодаря экологически чистым "гражданским" электромобилям - ведь их развитие обязательно получит второе дыхание благодаря такому полигону технологий, как Формула Е.

Мы знаем, что электромобили класса Formula E будут весьма быстрыми, а средний уровень гонщиков чемпионата - очень приличным. Кстати, все автомобили этого класса в первый год будут абсолютно одинаковыми, так что именно на пилотов в первую очередь возлагается ответственность за победы и поражения. Конечно, будет очень важна и стратегия гонки - и всё это должно уже захватить умы и сердца владельцев дорожных электромобилей.

Заслуживает ли дебютный сезон Формулы Е нашего внимания? Да, заслуживает, и вот почему.

к оглавлению ↑

Серьёзное "железо"

formula-e2

В центре любой гоночной серии находятся именно автомобили. С самого начала одинаковые гоночные болиды под названием Spark-Renault SRT_01 E, которые будут использоваться в каждой команде, кажутся впечатляющими. Да, основные "классические" числовые характеристики не особенно завораживают - лишь 270 л.с. при 800 кг массы. Однако речь идёт именно об электромобилях, для которых и эти характеристики находятся на грани фантастики.

Технология электроболидов действительно очень хороша. Изначально электромотор строился на базе наработок двигателя для спорткара McLaren P1. При связке этого мотора с достаточно ёмкими аккумуляторами, можно сказать, что перед нами самый эффективный автомобильный электродвигатель на планете.

Можно вспомнить, что 180 "лошадей", которые помчат по трассе электрические "формулы" (270 л.с. достигается лишь при обгонах) весьма далеки от 760 л.с. гибридного болида Mercedes F1 W05 Hybrid, выступающего в этом 2014 году в Формуле 1. Но ещё лучше задуматься о том, что разгон до 100 км/ч у Формулы Е лишь на полсекунды медленнее, чем у этого монстра из совсем другого класса. И занимает этот разгон не более, чем 3 секунды.

Гораздо важнее смотреть не на показатели мощности, а на характеристики крутящего момента. А ключевое отличие электромоторов от классических двигателей внутреннего сгорания в том, что крутящий момент достигается сразу, моментально. Что в переводе на общечеловеческий язык обозначает моментальное ускоренние.

Тормозная система с технологией рекуперации (возобновления) энергии - другая интереснейшая технология. Да, она несколько замедляет общую динамику автомобиля на торможении (задержка с момента поднятия гонщиком ноги с педали газа и до момента нажатия на тормоз). Но за счёт этого машины получат дополнительное ускорение и будут действительно гоночными. А гонщикам предстоит обучиться тактике накопления дополнительной энергии к тому моменту, когда она особенно нужна. Эта технология уже не один год отлично работает в Формуле 1, а ещё стоит отметить, что за эту часть болида отвечают такие гранды индустрии гонок, как Williams Advanced Engineering, Renault Sport Technologies и McLaren Electronic Systems.

Пилот команды Audi Sport ABT Лукас ди Грасси рассказывает, что при дальнейшем прогрессе в области аккумуляторов, болиды Формулы Е будут вполне способны  опережать своих коллег из Ф1. Это очень смелое заявление, но ничего невозможного нет и здесь: за последние годы технологии электромобилей и так растут семимильными шагами. Ди Грасси: "Можно расположить по одному мотору в каждом колесе, а в центре машины поместить дополнительный аккумулятор. Результатом станет мощность около 1200 л.с. при прибавке около 75 кг массы".

к оглавлению ↑

Старые-добрые автогонки

formula-e3

Босс команды Лукаса ди Грасси, Томас Биермайер, предсказывает, что гонки электроформулы будут похожи на гладиаторские бои вместе с завалами - особенно речь идёт о первом этапе сезона. Дело в том, что гонщики - люди невероятно амбициозные, техника для них новая, а трасса будет полна пыли, ведь это же городские улицы. Впрочем, расположение пилотов на финише в любом случае будет зависеть от того, кто сможет лучше других приноровиться к большому крутящему моменту и его применению к задним колёсам. Избежав при этом катастрофических контактов с гонщиками-сорвиголовами.

Томас Биермайер: "Поэтому особенно важна будет квалификация. Оказавшись первым в начальном повороте, гонщик получит свободу. Думаю, что именно в первой гонке каждый пилот захочет показать собственную скорость. Все они - хорошие ребята, конечно. Но когда они надевают свои шлемы, то воспитанность и благоразумие оказывается где-то снаружи…".

В то же время, Биермайер утверждает, что нам не следует ожидать "паровозиков", когда один медленный болид во главе пелотона сдерживает несколько более быстрых позади себя. И хотя первый сезон Формулы Е больше похож на политическое заявление, чем на чисто гоночный сезон, каждая команда нацеливается на победу. Так как гонка длится всего час, небольшая продолжительность заезда обязательно увеличит прессинг на пилотов, которые будут активно искать любые возможности для обгонов.

Чтобы увеличить пробег болида от одной зарядки аккумулятора, а вместе с тем и уменьшить аэродинамическое сопротивление, прижимную силу было решено понизить. Поэтому машины Formula E выглядят более сдержанно (но очень современно!) по сравнению с болидами Ф1. Вместо использования ровных шин-сликов, организаторы отдали предпочтение канавчатой резине. Поэтому сцепление с асфальтом должно быть очень серьёзным. В сочетании с, опять-таки, высоким крутящим моментом, гонки в таких условиях должны проходить очень даже интенсивно.

Уместная иллюстрация совершенно непропорциональных возможностей двигателя в соотношении с тягой - демонстрационные заезды ди Грасси на выставке CES 2014, где этот пилот развлекал толпу, крутя "пончики". Сами по себе эти "пончики" - зрелище интересное. Но главное - лишь немногие знали, что для такой раскрутки болида Лукас использовал всего 20% от максимальной мощности мотора. Эти "троллейбусы" будут очень юркими.

Потребление машиной электроэнергии по ходу гонки будет полностью зависеть от стратегии, выбранной в команде. Гонки будут чем-то напоминать турбированную эпоху Формулы 1 образца 80х годов, а не жалкие потуги сэкономить резину в наши дня. Есть ещё и технология кратковременной прибавки мощности, которая регулируется исключительно пилотом: речь идёт о балансе экономии заряда в батареях и ощутимой прибавки в скорости. Если перестараться и выжать из аккумуляторов лишнее, то возможно возникновение ситуаций с полностью разряженными батареями и остановкой машины.

Невероятно точные показатели телеметрии помогут с максимальной достоверностью предсказать точное время, оставшееся до разрядки аккумуляторов. Разные стратегии обязательно приведут к увеличению количества смен позиций на дистанции.

к оглавлению ↑

Гонки с экологическим лицом

Руль болида Формула Е

Но даже если сами гонки будут не совсем гоночными, то Формула Е в любом случае не будет подвергаться слишком уж убийственной критике. За прошедшие 10-15 лет мы видели десятки гоночных чемпионатов, длившихся в лучшем случае несколько лет. Руководитель Формулы Е Алехандро Агаг рассказал о философии отличающей его проект от других автогонок: "В Формуле Е речь идёт не столько об абсолютной мощности или скорости, как об абсолютной технологии".

Агаг видит Формулу Е в качестве идеальной лаборатории, где будут зарождаться, внедряться и, наконец, выпускаться на массовый рынок лучшие решения технологий, которые обязательно ускорят развитие гражданских электромобилей. Он надеется на то, что автоспорт с электрическими машинами разожжёт пламя развития электомобильных технологий. А гонки на электромобилях высочайшего уровня, проходящие в центрах крупнейших городов планеты, подстегнут интерес потребителей.

Перед нами оптимистичный план, но ведь Формула Е действительно способа стать тем же полигоном технологий, которым была старая-добрая Формула 1. Впрочем, до этого серия должна стать коммерчески выгодным предприятием.

Искусство управления накопленной в батареях электроэнергии и использования мощности - одна из ключевых областей, которая уже в ближайшее время будет применяться в дорожных электромобилях. Именно здесь производители могут многому научить свои электрокары эффективнее использовать заряд. Многие также убеждены, что серия Формула Е выживет только в том случае, если это будет чемпионат по увеличению ёмкости литий-ионных аккумуляторов. Этот сценарий ещё далёк от воплощения, ведь аккумуляторы (как и сами болиды) одинаковые у всех команд в первом сезоне. В то же время, 30 имеющихся киловатт-часов лишь немногим более, чем у стандартного электромобиля Nissan LEAF. А использовать только лишь эту энергию для гонок - большая смелость и эффективность!

Зарядка аккумуляторов - ещё одна область, в которой Формула Е может послужить локомотивом индустрии. По регламенту чемпионата непосредственная подзарядка батарей сейчас запрещена по соображениям безопасности. Но есть вполне реальная задумка об оснащении всех трасс подземной электропроводкой, которая будет заряжать электромобили прямо на ходу, без проводов. Это сравнительно недорогой способ протестировать новую технологию, а результаты тестирования будут известны практически сразу же. Совсем немногие инновации можно протестировать с такой же скоростью, да ещё и на глазах у восхищённой публики. Да и в любом случае, беспроводная зарядка аккумуляторов увеличит продолжительность гонки.

Когда в Пекине будут гаснуть красные огни на стартовой прямой, то важно не забывать: Формула Е в этот момент будет лишь на эмбриональной стадии своего развития. Очень вероятно, что в дебютном сезоне слишком многое пойдёт не так, как нужно. Но если все те люди и корпорации, которые вовлечены в создание чемпионата, не опустят руки, то Формула Е обязательно станет во главе инноваций электромобилей. Этой серии нужно дать шанс. Да и в конце концов, ведь это гонки!

Купить детские спортивные костюмы - цена в интернет-магазине в Украине

Купить детские спортивные костюмы - цена в интернет-магазине в Украине

ligabrand.com.ua