ePrix9 Москва, гонка Антонио Гарсия

Второй сезон Формулы Е: главные новинки в 2015-2016 году

В середине октября 2015 года стартует второй сезон чемпионата гоночных электромобилей – Формула Е. Первый год прошёл замечательно: гонщики высокого уровня сражались между собой на абсолютно одинаковых машинах. Обгонов и сражений хватало, отказов техники было не столь много. Ощущение старых добрых гоночных сражений сопровождали Формулу Е с первой же гонки. Были и захватывающие аварии, и «вау-эффекты» от красочных сходов, и острые битвы за лидерство.

Что ожидать от Формулы Е в новом сезоне? Мы расскажем обо всех главных новинках ЭлектроФормулы 2015-2016 года.

к оглавлению ↑

1. Новые гонщики

В прошлом году через Формулу Е прошло множество именитых пилотов из топ-серий: Ф1, ИндиКар, Ле-Ман. Приходили и победители Гран-при (Ярно Трулли), и чемпионы гонок на выносливость (Лоик Дюваль, Себастьен Буэми). Молодёжи было сравнительно немного, а откровенно слабых гонщиков можно было пересчитать по пальцам.

Большинство постоянных гонщиков Формулы Е останутся в чемпионате ещё на один сезон, но есть и пара новых имён, да каких! Во-первых, это сам Жак Вильнёв, чемпион Формулы 1 1997 года. Весёлый и острый на язык канадец уже давно скучал по гонкам высшего уровня, мечтал о выступлениях в Наскаре, Индикаре и даже планировал вернуться в Ф1. Но приличный возраст вряд ли мог дать Жаку шанс на триумфальное возвращение в «Королеву автоспорта». Зато у него есть альтернатива – Вильнёв проведёт весь сезон в формуле электромобилей.

Канадец заменит в Venturi другого экс-пилота Ф1, Ника Хайдфельда. Сам Ник перешёл в индийскую команду Mahindra: есть ненулевые шансы показать отличный результат. Ведь в прошлом году Хайдфельд мог выиграть 5-6 раз, не меньше – но каждый раз его подводила то техника, то команда, то другие проблемы в виде врезающихся коллег. Вероятно, главный неудачник первого сезона ЭлектроФормулы горит желанием доказать, что он – Квик Ник, а не просто рядовой пилот.

Среди других обновлений пелотона отметим Роберта Фряйнса и Оливера Тёрви – талантливые голландец с британцем сделали всё, что могли в молодёжных сериях, но из-за недостатка спонсоров так и не попали в Формулу 1. Также в Формуле Е весь сезон проедет легендарный «ле-мановец» Лоик Дюваль. Никуда не денется и пилотесса Симона де Сильвестро, которая в прошлом сезоне выступила лишь в одном Э-при.

Окончательно повесил шлем на гвоздь Ярно Трулли. Теперь он полностью сосредоточится на обязанностях руководителя собственной команды, а компанию Витантонио Лиуцци составит Сальвадор Дюран.

к оглавлению ↑

2. Больше мощности

Во втором сезоне болиды Формулы Е получат ощутимую прибавку в мощности (и, как следствие, в скорости). Год назад в гоночном режиме пилоты могли выжимать из электродвигателей 150 кВт, теперь – 170. Маловато? Но это лишь второй год, а прибавка составляет приличные 12%. При этом дистанция гонки остаётся прежней: добавочная мощность стала возможной благодаря применению более современных аккумуляторов. Мы увидим снижение времени прохождения кругов, однако не стоит надеяться на кардинальное ускорение: никуда не делось жёсткое ограничение по расходу электричества. При использовании большей мощности, чем позволено, гонщики будут оштрафованы – как мы видели по нескольку раз в каждой из прошлых гонок.

Кстати, электродвигатели Формулы Е теперь звучат по-новому: в этом ролике слышны все 10 разных болидов сезона 2015-2016.

к оглавлению ↑

3. Сумасшедший ФанБуст сошёл с ума ещё больше

Неоднозначно спортивная, но безоговорочно весёлая функция болельщицкого голосования за прибавку мощности любимому пилоту – визитная карточка Формулы Е. Эта сумасшедшая опция получила дальнейшее развитие: теперь за пилотов можно будет голосовать не только до гонки, но и прямо во время её проведения (по крайней мере, в первые 6 минут после старта).

Так вот – если любимый гонщик зазевался на старте, то есть возможность дать ему «волшебный пендаль» - авось поможет отыграться.

к оглавлению ↑

4. Новая квалификация и СуперПоул

А вот определённо более спортивное нововведение. Год назад квалификации Формулы Е были почти лотерейными. 20 пилотов делили на 4 группы; каждая группа выезжала на трассу одновременно, и проезжала по 3-5 кругов в попытке показать лучшее время. В итоге откровенно быстрые пилоты иной раз не могли квалифицироваться на высоком месте из-за случайных аварий своих коллег или из-за изменений погодных условий.

Теперь будет интереснее и справедливее. Пелотон всё также будет разделён на 5+1 мини-сессию. В первых четырёх подгруппах выступят по 4 машины. Победитель каждой подгруппы получит билет во «второй тур» квалификации – "Сражение за СуперПоул". В заключительной сессии между собой выяснят отношения 5 победителей квалификационных сессий. Пилот, проехавший круг за минимальное время, станет обладателем "СуперПоула"; места остальных гонщиков будут распределены в зависимости от показанных ими времён.

Нововведение гарантирует, что ситуаций, подобных квалификации в Лондоне (заключительный этап прошлого года) не будет. В тот день погода помешала последним подгруппам проехать действительно быстрый круг.

к оглавлению ↑

5. Новые силовые установки в Формуле Е

Машины стали более мощными не только благодаря разрешению ФИА использовать больше электричества (увеличить количество киловатт/лошадиных сил – кому как больше нравится). Теперь в Формуле Е команды могут использовать электродвигатели собственной разработки. Фактически, восемь команд превратились в конструкторов электромотора, инвертера, коробки передач и системы охлаждения. Эти узлы силовой установки собственной конструкции создали команды (и их партнёры):

  • ABT Sportsline;
  • Andretti;
  • Mahindra;
  • Motomatica;
  • NEXTEV TCR;
  • Renault Sport;
  • Venturi Automobiles;
  • Virgin Racing Engineering.

На предсезонных тестах стало понятно, что двигатели получились лучше у команд e.dams и Abt, а команда действующего чемпиона Формулы Е Нельсона Пике (NEXTEV) находятся в положении догоняющих (подробнее об этом чуть ниже). Команда Andretti решила не использовать свой двигатель, оказавшийся ненадёжным: американцы будут устанавливать на свои болиды мотор прошлогоднего образца. Этим же путём решили пойти и в Aguri.

Вот так выглядит типичный электромобиль-болид Формулы Е второго сезона

к оглавлению ↑

6. Новые трассы в календаре Формулы Е

Седьмым этапом чемпионата станет Париж – гонка на фоне Эйфелевой башни должна достойно заменить обрезок трассы в Монако. Вероятно, ещё одной новой трассой станет Гонконг, однако организаторы ещё не подтвердили место проведения мартовского пятого этапа чемпионата.

7. Обновления самих трасс

Организаторы планируют изменить конфигурацию почти всех городских трасс Формулы Е. Исключений лишь два: Буэнос-Айрес (изменений не ожидается) и лондонский Баттерси-Парк: местные экологи и любители природы вновь протестуют против проведения электрозаездов в этом месте.

В Берлине и Пекине больше не будет крутых поворотов: эти изменения призваны увеличить количество обгонов. А вот рисунки стартовых шикан в Пунта-дель-Эсте и Лонг Бич были, наоборот, сделаны более крутыми, во имя снижения скоростей болидов.

В Путраджайе строители переделают въезд на пит-лейн, который подвергся в прошлом году серьёзной критике. Заключительный сектор трассы Формулы Е в Москве получит новое асфальтовое покрытие.

к оглавлению ↑

8. Изменения в окраске болидов

Хотя эти нововведения не столь серьёзны, однако визуальных изменений хватает. Во-первых, к команде Andretti теперь пришла компания-спонсор Amlin, которая в прошлом сезоне обеспечивала финансами коллектив Aguri. Легендарная сине-белая цветовая схема Andretti изменилась на синюю – точно такую же, какой в прошлом сезоне обладала команда Amlin-Aguri.

А вот над командой Team Aguri сгущаются тучи: по слухам, им может не хватить денежных средств для завершения сезона, ведь от них ушёл титульный спонсор. Японцы активно демонстрируют свой потенциал возможным инвесторам и регулярно проводят показательные заезды для привлечения к себе внимания.

Вместо E.dams-Renault мы будем следить за выступлениями Renault-e.dams. Перемена мест слагаемых произошла из-за усилившегося внимания концерна к программе выступлений в электрогонках.

Virgin Racing теперь называется DS Virgin Racing: привет концерну (а точнее – бренду) Citroen. Именно французы занимаются разработкой электромотора для этой команды во втором сезоне. Хотя команда Abt не потеряла хороших отношений с Audi Sport, но в этом сезоне немцы сблизились с другим технологическим партнёром – фирмой Schaeffler. Отсюда и новое название: Abt Schaeffler Audi Sport.