Всё о Формуле Е для новичков
Чемпионат FIA Формула Е стал воплощением идеи президента FIA Жана Тодта, который хотел создать новые гоночные соревнования для демонстрации потенциала экологически устойчивых технологий.
Контракт на проведение серии выиграл холдинг Алехандро Arara Formula Е Holdings, который дополнил исходный замысел стремлением увеличить доступность и интерактивность автоспорта.
После более чем двух лет напряженной работы их видение было реализована на ePrix в Пекине 13 сентября 2014 года. Теперь, когда серия стала реальностью, основная задача состоит в том. чтобы утвердить в сознании публики новую форму развлечения, сердце которого - настоящие гонки в крупнейших городах мира.
Автомобильный чемпионат Формула Е – первая в мире гоночная серия на электромобилях с открытыми колёсами ("формульного" типа). Подходит к концу первый сезон этого чемпионата (2014-2015, начался в Пекине в середине сентября, завершается в конце июня 2015 года). Никаких автодромов, построенных специально для гонок: 20 болидов ЭлектроФормулы на каждом из 11 этапов сезона ездят по временным городским трассам, по обычным улицам, посреди бетонных и стальных барьеров безопасности. Борьба крайне плотная: все электромобили одинаковы (отличаются только настройками).
Но это не совсем обычные гонки, во многом отличающиеся от привычных чемпионатов. Сайт ЭлектроФормула.ру предлагает краткий экскурс в особенности этого нового вида спорта.
к оглавлению ↑1. Формула Е: узнать за 60 секунд
Формула Е – совершенно новый глобальный чемпионат в мире автоспорта, созданный во имя продвижения новых электромобильных технологий. Чемпионат проходит под эгидой ФИА – международной автоспортивной федерацией. Этот же институт занимается Формулой 1, молодёжными сериями, многочисленными чемпионатами мира. Итак, Формула Е – чемпионат гоночных электромобилей в "формульном" формате.
Структура чемпионата: 10 команд, по 2 гонщика в каждой, принимают участие в 11 этапах по всему миру. Каждый этап проходит в известном городе планеты, на временной городской трассе на фоне местных достопримечательностей. Первый сезон начался в сентябре 2014 года и продолжается до июня 2015.
Каждый этап состоит из:
- двух тренировок (свободные заезды, практика);
- квалификации (сражение гонщиков за место на стартовой решётке в предстоящей гонке);
- и непосредственно самой гонки.
Примечательно, что все сессии этапа проходят в один-единственный день – как правило, по субботам (в других чемпионатах действие длится обычно 3 дня).
В гонке каждому пилоту даётся по 2 электромобиля. Дело в несовершенстве технологий современных аккумуляторов: батареи Формулы Е способны аккумулировать в себе энергию, достаточную приблизительно на 25 минут езды в гоночном темпе. По истечении этих 25 минут (середина дистанции), гонщик заезжает в боксы, где пересаживается в другой, полностью заряженный электромобиль – и гоняется ещё около 25 минут. Странно? Да ничего, в Формуле 1 такое тоже бывало – менять болид на ходу не гнушался сам Хуан-Мануэль Фанхио, легендарный Пятикратный, он же – Маэстро.
В первом сезоне чемпионата все команды используют абсолютно одинаковые болиды. Название этой электромашины - Spark-Renault. Болид, вкратце, состоит из следующих основных частей:
- электродвигатель: производства фирмы McLaren. Тот же самый мотор, что используется в суперкаре McLaren P1;
- аккумуляторы: производства команды Williams;
- шасси: производство гоночного ателье Dallara;
- шины: низкопрофильные 18-дюймовые, от фирмы Michelin.
2. Формула Е – это тихо, медленно и скучно?
Кхм... а вы видели гонку? Или хотя бы промо-ролики? Болиды Spark-Renault – прямые и далеко не блеклые сородичи автомобилей F1 и американских IndyCar: гладкие, стильные и невероятно сексапильные. И они ни разу не медленные: максимальная скорость искусственно ограничена на уровне 225 км/ч. Более того, эта скорость толком и не нужна: гонки проходят на городских трассах со множеством обгонных поворотов, где и разогнаться-то особо негде. Это не овалы Индикара и даже не сверхдлинные прямые Монцы из мира Ф1.
Формула Е гоняется на обычных городских улицах с огромным количеством жёстких поворотов и короткими прямыми. Но будем честны: в первый год мощность болидов составляет всего 200 киловатт, да и то эта энергия доступна лишь во время квалификаций и практик. В гонке мощность ограничена до 150 кВт. Уже во втором сезоне мощность будет увеличена до 220 и 180 кВт соответственно. Впрочем, и в этом году в гонках можно использовать 180 киловатт – только тем гонщикам, которые победили в болельщицком голосовании "ФанБуст" (о нём чуть позже), дважды во время гонки и лишь по несколько секунд.
Технологии электромобилестроения далеко не совершенны. Собственно, их развитие – главная задача Формулы Е. Пожалуй, даже главнее, чем сами гонки, чем спорт. Эти болиды будут всё быстрее и надёжнее. Уже сейчас часть энергии восполняется в аккумуляторы прямо во время гонки благодаря рекуперативной системе: при торможении часть энергии "закачивается" обратно в батареи. Похожая система действует и в Ф1 (KERS, ERS).
Что касается звука, то он есть! Электромобили Формулы Е звучат наподобие взлетающего самолёта. Звук кардинально иной, не такой, как в случае с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. При этом слышны все скрипы шин, переключения передач и сцепление с асфальтом. А, и ещё: гоночные болиды Формулы Е разгоняются до сотни менее чем за те же 3 секунды, что и Ф1.
к оглавлению ↑3. Что за бредовый ФанБуст?
Одна из "фишек" Формулы Е, полусумасшедшая, но весёлая идея! ФанБуст (он же – Fanboost) – аналог "нитры" из компьютерных гоночных игрушек. Перед каждым этапом официальный сайт чемпионата проводит голосование среди болельщиков (бесплатно, быстро, удобно). Каждый зритель может отдать один голос за любимого пилота (а голосовать есть за кого – тут пара чемпионов гонок на выносливость, экс-пилоты Ф1 и ИндиКара, знаменитости и... впрочем, о гонщиках чуть ниже). Первая тройка гонщиков-победителей голосования получает возможность дважды во время гонки использовать на 30 кВт больше энергии, чем их соперники. Большого преимущества от этого не будет, а вот обогнать становится значительно проще (опять же – не более пары раз за всю гонку)
Идея ФанБуста частенько подвергается критике, однако сами пилоты вполне поддерживают такую концепцию. Где и когда именно использовать ускоритель – решение самого гонщика. На узких, сложных и кочковатых улицах городских трасс использование "турбо" – нетривиальная задача, которая далеко не всегда приводит к обгонам. Можно обойтись и вовсе без ФанБуста – в Пекине победитель Лукас ди Грасси хоть и получил такой подарочек, но решил не использовать его, чтобы не рисковать надёжностью.
И хотя ФанБуст часто критикуется "истинными поклонниками классического автоспорта", сама концепция весьма стимулирует и гонщиков, и команды на общение с болельщиками в интернете, соцсетях и даже на улицах городов. Гонки становятся ближе к зрителям.
к оглавлению ↑4. Есть ли действительно быстрые гонщики?
Если говорить одним словом: да!
Из 30 пилотов, уже успевших выступить в Формуле Е хотя бы в одной гонке, 16 в своё время гонялись в Формуле 1. Подавляющее большинство выступало (и продолжают это круглосуточное дело) в "24 часах Ле-Мана" и других гонках на выносливость. Здесь 2 чемпиона серии WEC, кстати. Молодые пилоты, только что выпущенные из молодёжных чемпионатов – редкость в Формуле Е (на ум приходят разве что Даниэль Абт и Феликс да Кошта).
В электрогонках выступает парень по фамилии Прост – ага, сын того самого 4-кратного чемпиона мира Ф1. Сам Алан Прост – руководитель одной из команд. Конкретные имена звёзд? Ярно Трулли и Ник Хайдфельд, Хайме Альгерсуари и Бруно Сенна, Лукас ди Грасси и Шарль Пик. Были в Формуле Е и две быстрые девушки-гонщицы: знаменитая по американским гонкам Катерина Легг и симпатичная Микела Черрути.
Возникает вопрос – если эти ребята столь хороши, то почему же они не выступают в Ф1? Всё просто и печально: Формула 1 поражена тяжкой болезнью – страстью к спонсорским деньгам. Большинство электрогонщиков могли бы успешно гоняться в "Королеве автоспорта", но вместо них всё чаще предпочитают рента-драйверов с солидным спонсорским пакетом – тех же Мальдонадо, Стивенса, Мери.
Опыт значит многое, поэтому откровенных новичков в Формуле Е почти нет. Но в любом случае, формат электромобильных гонок – с этим не доводилось сталкиваться даже патриархам из числа гонщиков. Новы здесь и двигатели, и болиды, и даже трассы. А сумасшедшая процедура выпрыгивания из одной машины и запрыгивания в другую прямо во время пит-стопа – с этим не приходилось сталкивать никому.
к оглавлению ↑5. Где проходят гонки Формулы Е?
Монако! Москва! Пекин! Майами с Лонг-Бич. Китай и Уругвай, Малайзия и Великобритания – а география будет только расширяться.
Особенности трасс Формулы Е – это ни разу не специально построенные для гонок автодромы, а обыкновенные городские улицы. Они, разумеется, будут огорожены барьерами безопасности, но лишь на 1-2 дня. Остальные 363 дня здесь ездят обычные гражданские автомобили. Впрочем, улочки Монако перекрываются ещё на 4-5 дней в году – Формула 1 же!
к оглавлению ↑6. Формула Е в Москве?!
Ага! Именно так. Посреди сезона, в начале февраля, организаторы чемпионата приехали в Москву, да не с кем-нибудь, а с самим президентом ФИА Жаном Тодтом – ранг у этого человека чуть ли не равноапостольский. И вся эта компания как снегом на голову (хотя ЭлектроФормула подозревала о такой возможности ещё год назад) объявила о проведении этапа в российской столице. Рядом с Кремлём. Рядом с Красной площадью. Фантастика, если говорить откровенно. Первая гонка пройдёт 6 июня.
Жаль, но российского гонщика в Формуле Е пока нет, хотя организаторы и обещали подсуетиться в данном направлении. Могли бы заинтересовать Михаила Алёшина или Виталия Петрова, а ещё лучше было бы поговорить с самым необычным российским пилотом – Марком Шульжицким... посмотрим, может в будущие годы.
И о билетах на российский этап: небесплатно, но, в целом, доступно.
к оглавлению ↑7. Откуда электричество?
Ни микровольта из городской розетки. Формула Е производит электричество сама для себя (хорошо, хорошо – лишь для зарядки своих электромобилей). Зато технологии действительно фантастичны: вся энергия берётся из глицерина. Из водорослей, фактически. Если вкратце: здоровый контейнер, наполненный глицериновой выжимкой из водорослей: в этом ящике происходят процессы не то горения, не то ещё чего-то (а глицерин обладает огромной энергоёмкостью, сравнимой с бензином). И – в аккумуляторы электромобилей. Вредных выхлопов – ноль, производство глицериновых водорослей – весьма экологичная процедура для сельского хозяйства. Жидкость-"энергетик" можно даже пить, что и делают весёлые ребята-инженеры во главе с самим Биг ЭлектроБоссом Алехандро
к оглавлению ↑8. Где смотреть Формулу Е?
Да у нас на сайте же – гонки в прямом эфире, пусть и на английском языке, трансляция британского канала. Заходите на главную страницу (http://ElectroFormula.ru) в день гонки (субботы, как правило) – будет ссылка на видеопоток.
С трансляциями по российскому телевидению всё глуховато – но это лишь на первый год. Повезло жителям Украины – их местный спортивный канал также транслирует заезды Формулы Е. Подробнее о телетрансляциях гонок на электромобилях.
Среди британских телекомментаторов – легендарный четырёхкратный чемпион IndyCar Дарио Франкитти, присутствует постоянно. Главный же коллега Алексея Попова по благородному делу рассказов об электрогонках – Джек Никколс: весёлый, знающий и грамотный телекомментатор. Благодаря Джеку в своё время (2009-2012) каждая гонка скучной Формулы 2 (именно Ф2) проходила замечательно и весело, понятно и нескучно.