Формат этапа

Первый сезон чемпионата ФИА Формула Е 2014/2015 состоял из 11 этапов, а длился с сентября 2014 по июнь 2015.

Третий год (2016/2017) состоит пока из 12 гонок.

Изначально в первом сезоне планировалось проведение гонок в 10 городах, но в середине сентября стало ясно, что этап 5 отменят. Затем в серию пришла Москва, позже - добавилась ещё одна гонка в Лондоне. Каждый этап проходит в центре одного из известных городов по всей планете.

Особенность уик-энда Формулы Е в том, что каждый этап здесь проходит в течение лишь одного дня. Практика, квалификация и сама гонка объединены в единый день, не как в других чемпионатах. Скажем, в Формуле 1 все события начинаются в пятницу, когда проходят две практики, продолжаются в субботу (практика и квалификация) и завершаются воскресной гонкой.

В Формуле Е решили пойти по другому пути и серьёзно снизить издержки на проведение этапов: один день вместо нескольких серьёзно сэкономит затраты и для зрителей, и для команд, и для самого чемпионата. Наконец, перекрывать центры крупных городов сразу на несколько дней - сложная задача. Гораздо удобнее снизить бремя неудобств для местных жителей, чем растягивать уик-энд на несколько дней.

Очки пилотам начисляются по стандартной системе FIA: 1 место = 25 очков, 2 = 18, 3 = 15, 4 = 12, 5 = 10, 6 = 8, 7 = 6, 8 = 4, 9 = 2 и 10 = 1. Дополнительно, 3 очка будут добавлены обладателю поул позиции (лидеру квалификации) и 1 очко получит пилот показавший лучший круг в гонке. Кстати, во втором сезоне обладателю лучшего круга начислялось аж 2 очка, и в последней гонке именно они решили судьбу титула. Подробнее о системе начисления очков читайте в разделе: правила Формулы Е.

к оглавлению ↑

Расписание сессий Формулы Е

Местное время Тип сессии
08:15 - 09:00 Практика 1
10:30 – 11:00 Практика 2
12:00 - 12:10 Квалификация группы 1
12:15 – 12:25 Квалификация группы 2
12:30 – 12:40 Квалификация группы 3
12:45 – 12:55 Квалификация группы 4
16:00 Гонка

Практика (свободные заезды)

Практика - это заезд-тренировка. Её основное предназначение - дать командам и гонщикам познакомиться с трассой и её мелкими особенностями, подобрать оптимальные настройки, прикинуть стратегию на гонку. Во время практики асфальт, как правило, становится более "прижимным" - на больших скоростях поверхность покрывается мельчайшими частицами резины от шин, а потому последующие сессии становятся всё быстрее и быстрее.

Практик в Формуле Е по две за уик-энд: с утра в день проведения гонки, и чуть позже. Их общая продолжительность - 1 час 15 минут. Это, конечно, маловато - но, с другой стороны, гонщикам и так нужно будет провести почти весь день за рулём. Нагружать их более продолжительными свободными заездами - преступление против трудового законодательства и человеколюбия.

Каждому гонщику во время практики предоставляется до двух электромобилей. Пока на трассе ездит одна машина, вторая подзаряжается в боксах. Во время практики гонщикам доступна полная мощность электроболида Spark-Renault (200 киловатт / 270 л.с.). Рекомендуем подробнее ознакомиться с режимами работы электромобиля и его техническими характеристиками на странице, посвящённой обзору этой машины.

к оглавлению ↑

Квалификация

Квалификационная сессия в автогонках - сражение за первые места на старте гонки. Пилоты проезжают по нескольку кругов, засчитывается лучшее время на круге. Стартовая решётка гонки выстроиться согласно результатам квалификации.

Квалификация Формулы Е длится 90 минут, что достаточно много. Гонщики в случайном порядке распределяются на 4 группы (по 5 машин в каждой). Во время квалификации пилоты будут использовать всю мощь электромобилей - т.е. 200 кВт (270 л.с.). Пилотам предоставляется только одна машина. Гонщик, проехавший лучший круг в квалификации, называется обладателем поула - первого места на стартовой решётке. В Формуле Е победитель квалификации награждается 3 очками, которые идут в зачёт чемпионата.

к оглавлению ↑

Суперпоул

Заключительная квалификационная сессия, в которой за поул борются 4 пилота: все победители каждой из 4 квалификационных сессий. Суперпоул введён со второго сезона. Иногда он не проводится - если в сессиях были крупные аварии и потребовалось дополнительное время для ремонта трассы (как, например, на э-При Гонконга в 2016 году)

Гонка

Гонки в Формуле Е начинаются с места: электромобили выстраиваются по 2 ряда согласно результатам квалификации. Продолжительность гонки - приблизительно один час.

Количество кругов зависит от конкретной трассы.

Мощность двигателей в гоночном режиме ограничена до 133 киловатт (180 л.с.). В некоторые моменты из двигателя позволено выжать максимум - 200 кВт (или 270 л.с.) при помощи кнопки "ФанБуст" - ускорение.

к оглавлению ↑

Пит-стопы и смена болидов в Формуле Е во время гонки

В ходе гонки пилоты должны совершить один пит-стоп для смены болидов. Пит-стоп должен проходить в боксах команды. За его проведением наблюдают стюарды ФИА, следящие за безопасностью процедуры и использованием оборудования согласно правилам. Смена шин на дистанции не допускается, за исключением случаев прокола.