4 автодрома Майами: история автогонок на улицах города
В середине марта 2015 года улицы Майами впервые примут рёв и грохот... т.е. троллейбусные завывания электродвигателей Формулы Е. Нет, вообще-то мы любим этот звук – кто до сих пор не знаком с гоночным аудиосопровождением Формулы Е, рекомендуем просмотреть пару видеороликов, или просто послушать сравнение этого звука с турбированными V6 Ф1. Так вот – Майами – сердце американских городских гонок. У этого южного города богатейшие традиции приёма автомобильных чемпионатов, даже Монтойя после бегства из Формулы 1 осел именно в этих Флоридских краях. А улицы Майами принимают гонки уже 30 лет...
Интересно, что 2,17-км трасса для электромобилей стала уже четвёртой временной городской трассой города. Лишь одно объединяет эти "автодромы" – длинная улица бульвара Бискейн (Biscayne Boulevard). Это крупное городское шоссе, которое проходит с севера к югу. В своё время бульвар Бискейн становился частью всех четырёх городских гоночных трасс. Болидам Spark-Renault (машинам Формулы Е) также предстоит частично зацепить это шоссе – поворот 8.
к оглавлению ↑Как кубинский беженец стал организатором гонок в Майами
История автоспорта на улицах Майами началась с недавно скончавшегося Ральфа Санчеза (Ralph Sanchez). Он управлял тремя предыдущими городскими трассами в Майами. Был он беженцем из Кубы, убежавшим в загнивающие Штаты из Гаваны в начале 1960 годов. Со временем кубинец стал успешным собственником недвижимости и увлёкся автогонками – даже сам выходил на старт. Ральф Санчез смог объединить в себе два этих таланта и "родил" идею о проведении "Гран-при Майами" в качестве этапа североамериканского чемпионата IMSA GT. Гонка стала проводиться между великими автоспортивными событиями США – Дайтоной и Себрингом.
Так в Майами появилась первая городская трасса длиной 2,98 км. Автодром пролегал в районе Bayfront по близости с морским портом города, где базировалась рыболовная флотилия. Это была классическая городская трасса, частично проходившая по бульвару Бискейн, внутри парка Бэйфронт, и даже заглядывала внутрь территории крупного железнодорожного склада. Именно так – гоночные болиды проезжали по рельсам!
Первый "гран-при" Майами не получил большого успеха. Проливной дождь остановил гонку задолго до её запланированного окончания, всего после 27 кругов (да и то 10 из них прошли позади пейс-кара). Победителем объявили легенду американских спорткаров – Эла Холберта-младшего (Al Holbert Jr) и его спортпрототип March GTP. Но Санчез не терял надежды организовать в Майами великие гонки. В 1984 году ему удалось убедить двукратного чемпиона Ф1 Эмерсона Фиттипальди, уже вышедшего к тому времени в отставку, принять участие в местной гонке. "Эмо" сел за руль прототипа March GTP, украшенного логотипами "Spirit of Miami".
В 1984 году гонку выиграла команда Jaguar (Брайан Редман и Док Банди). Годом спустя победу вновь одержал Холберт – на этот раз вместе с легендарным пятикратным победителем "24 часов Ле-Мана" Дереком Беллом.
Дерек Белл вспоминает гонку в Майами: "Там начиналась слава легендарной машины Porsche 962. Но мы так и не смогли разобраться перед той гонкой с тем, что делать с повышенными оборотами двигателя во время выезда машины безопасности. Была большая проблема – когда скорость нужно было поддерживать на низком уровне, мой двигатель тарахтел, скрипел, бился, снова тарахтел – едва-едва не заглох. Так начиналась карьера 962-й.
Та первая трасса в Майами была замечательной. Смесь всего подряд: быстрых поворотов и медленных мест. Крайне разнообразно. Трасса не прощала ошибок, нельзя было и думать о том, чтобы коснуться стены и продолжать гонку. Но все быстрые машины время от времени царапали барьеры ограждений"
Также ГП Майами стал настолько серьёзным событием, что помог изменить имидж города. Дерек Белл продолжает: "Майами стал чем-то вроде американского Монако – а ведь до проведения гонок у этого города во Флориде была плохая репутация".
Реконструкция большей части того района, где пролегала первая трасса, вынудила организаторов Гран-при Майами "переехать" севернее, пусть лишь и на пару кварталов. Временные гоночные повороты были построены на улице Порт-Бульвар и Двухсотлетнего парка – Э-при Формулы Е частично пересечётся с этой трассой. блиставшей в 80-90 годах прошлого века.
Новым "домом" ГП Майами стала 5,6-км трасса, проложенная в парке Bicentennial ("Двухсотлетний парк". Здесь гонки проводились с 1986 по 1995 годы. И вновь частью автодрома стал бульвар Бискейн, хотя большая часть круга пролегала по дорогам внутри парка.
к оглавлению ↑Громкие имена победителей гонок в Майами
Эллиот Форбс-Робинсон (Elliott Forbes-Robinson), первый победитель ГП Майами на трассе Bicentennial Park в 1987 году: "Вторая трасса в Майами была хорошей. Там было несколько довольно быстрых для городских улиц поворотов. Кое-где было слишком много кочек, но для городской трассы это нормально".
Форбс-Робинсон, известный американским любителям гонок под "ником" EFR, одержал победу в Майами в тандеме с Джофом Брэбэмом – отцом гонщика Формулы Е Мэтью Брэбэма. Среди других легендарных победителей – легендарный гонщик Ле-Мана Боб Уоллек, чемпион 1987 года серии World Sportscar Рауль Бозель и Хуан-Мануэль Фанхио-второй, племянник пятикратного чемпиона мира.
к оглавлению ↑Эпоха CART в Майами
До 1994 года самым крупным автоспортивным событием Майами оставался этап американской серии Trans-Am. Но затем Санчез каким-то образом смог привлечь организаторов серии CART – высшего "формульного" чемпионата Америки. Так родился постоянный автодром города Майами, предназначенный для гонок CART – Хоумстед-Майами Спидвей, который был построен Санчезом и его компанией в южной части города.
Единственная гонка серии CART, которая прошла по улицам парка Bicentennial, стала ареной победы будущего чемпиона мира в классе Ф1 Жака Вильнёва. Кстати, та гонка стала первой победой Вильнёва в его победном сезоне CART. Через несколько месяцев он стал чемпионом этой серии.
До 2002 года гонки на улицах Майами не проводились. Вместо них гоночные болиды приезжали на стационарный автодром Хоумстед. Но неугомонный Санчез вновь проявил инициативу. Вместе с основателем американской серии Le Mans Доном Панозом (Don Panoz) они разработали план по возвращению этапа чемпионата спорткаров на улицы города – на этот раз в центре Майами. К сожалению, к тому моменту, когда эта гонка стала реальностью, Санчез был вынужден отойти от дел из-за тяжёлой болезни.
Экс-босс серии ALMS Скотт Атертон (Scott Atherton) вспоминает, как в 2002 году Санчезу удалось вернуть гонки на улицы Майами: "Ральф представил нас двум своим друзьям – бизнесмену по имени Вилли Бермелло и адвокату Питеру Яновичу. Эти люди стали промоутерами этапа. Они, как и Ральф, были настоящими энтузиастами автоспорта. Мы объединили усилия и вернули гонки в Майами".
Новый этап стал объединённым для двух чемпионатов – ALMS и CART. Новая трасса, официально называвшаяся "Miami Bayfront Park Street Course", проходила по кругу длиной 2,23 км. Во многом она повторяла рисунок самой первой трассы - Bayfront Park, пусть и полностью переделанной. Стартовая прямая проходила по бульвару Бискейн. Однако в 2003 году организаторы вынуждены были перекроить круг, сократив его до всего лишь 1850 метров.
Дебютную гонку чемпионата ALMS выиграл пятикратный победитель "Ле-Мана" Эмануэль Пирро вместе со своим напарником Франком Бьела. Они управляли заводским прототипом Audi команды Joest Racing.
В 2015 году в Майами проходит этап новой серии, специально созданной для гонок по улицам городов – чемпионат электромобилей FIA Формула Е.