О будущем и настоящем рассказывает организатор Формулы Е

Организаторы серии Формула Е провели акцию среди болельщиков в социальных сетях. Зрители отправляли вопросы, а Алехандро Агаг отвечал а самые интересные из них. Кое-какие ответы оказались неожиданными. К примеру - "голосовалке" за пилотов (ФанБуст) - жить вечно! Пит-стопы - строго не быстрее определённого времени. А вот музыкальное сопровождение можно и поменять. А что будет интереснее - одна машина на всю гонку, либо по два более мощных и быстрых электромобиля?

Вопрос от Night Raider: чего пытается добиться Формула Е при помощи ФанБуста? Разве остальные 17 гонщиков не ставятся в невыгодное положение?

Алехандро Агаг: Именно так, ФанБуст ставит 17 других пилотов в проигрышное положение по сравнению с тройкой, получившей преимущество. Этого мы и пытаемся добиться. Мы хотим, впервые в истории спорта сделать спорт доступным для болельщиков. Интерактивность со зрителями. Многие говорят об интерактивности, но что это такое на самом деле? Штуки наподобие ФанБуста. Дать гонщикам настоящее преимущество в лошадиных силах - лишь трём во всей гонке. Каждый из этих трёх может нажать на кнопку и обогнать соперника. Но никто не сможет при помощи этой технологии выиграть гонку - конечно, если он и так не находится среди лидеров.

Вспомните Ника Хайдфельда, он ехал вторым в Пекине. Возможно, будь у него фанбуст, он бы выиграл. Но это лишь потому, что он и так ехал вторым. Если обладатель ФанБуста едет на 17 месте, то он не сможет выиграть гонку. Мы решили представить этот элемент интерактивности между болельщиками и спортом. И такое происходит впервые в истории.

Вопрос от Joseph Keaveney: Какие правила ожидают команды во втором сезоне? Смогут ли они использовать собственные батареи, моторы собственного производства, программное обеспечение и т.п.? Я считаю, что разрешение на это побудит автопроизводителей к приходу в чемпионат.

Алехандро Агаг: Да, во втором сезоне команды смогут использовать батареи и моторы стороннего производства. Они даже могут построить собственные болиды при желании. Но наши правила довольно жёсткие, и они не позволяют много вольностей в аэродинамике. Зато они позволяют развивать моторы и батареи. Я надеюсь, что во втором сезоне у нас будет 3-4 различных производителя моторов и аккумуляторов.

Вопрос от Drake Wilson: Что заставило вас избрать "открытые колёса", т.е. одноместные болиды формульного типа, а не другие форматы автомобилей?

Алехандро Агаг: чтобы продавать мечту об электромобилях, она должна существовать - сама мечта. Мечта - это "формулы". Людей заставляет мечтать Формула 1 или Индикар. Мы хотели изменить представление, образ электромобилей. Если по трассе будут гоняться машины Prius - но я очень уважаю бренд Prius, то это ничего не изменит, это не пробьет барьер восприятия. "Формулы" и электромобили никогда не существовали в едином воплощении, поэтому мы захотели разрушить это предубеждение. Вот поэтому мы и выбрали "формулы".

Вопрос от Kieran Timothy Atter: есть ли уже планы на расширение календаря, чтобы в чемпионате было более 10 этапов? А как насчёт увеличения пелотона, чтобы участников стало 20?

Алехандро Агаг: Определённо да, такие планы существуют. В будущем сезоне, вероятно, этапов будет 12. Мы хотим постепенно нарастить количество до приблизительно 18 гонок в год. Мы проводим переговоры со многими городами - после Пекина заявок было что-то около 40-50 со всего мира, а это очень позитивно.

Количество участников ограничено двадцатью, так как на каждого участника полагается по 2 болида. А перевозить более 40 машин по всей планете - это уже много. Но я думаю, что когда нам будет достаточно одной машины на гонку, когда батареи смогут держаться дольше, то мне кажется, что мы сможем добавить еще пару команд. Итого пилотов будет 24.

Вопрос от Stephen CWLL: можно ли устроить голосование среди болельщиков на тему, хотим ли мы саундтрек или Фанбуст?

Алехандро Агаг: Да, такое голосование устроить возможно. Что же касается ФанБуста, то даже если болельщики проголосуют против него, то мы в любом случае оставим эту систему. Насчёт музыки - мы готовы принять пожелания.

Вопрос от Stefan Ruitenberg: как вам удалось убедить команды Williams и McLaren участвовать в производстве аккумуляторов и силовых установок?

Алехандро Агаг: Когда мы запускали чемпионат, то перед нами стояла проблема. Она заключалась в том, что у нас не было машины. А без машины очень сложно заниматься гонками. Тогда мы посмотрели на самые лучшие технологии во всём мире, которые способны создать машины для Формулы Е. Где такие технологии отыскались? В Формуле 1. Несколько лет назад Формула 1 пошла по пути гибридизации болидов при помощи систем наподобие KERS и т.п. А у команд Ф1 набрался отличный опыт в работе с электрическими силовыми установками. Так мы нашли двигатели, которые McLaren стоят для своих суперкаров P1. Их специалисты оказались готовы к работе с нами - и теперь их моторы мы используем в Формуле Е.

Команда Williams была готова принять вызов касательно аккумуляторов. А это был большой-пребольшой вызов. У них был опыт создания батарей, которые используются в суперкаре Jaguar. Итак, мы начали работу с этими двумя компаниями, пригласив их участвовать. Они согласились, и стали замечательными партнёрами.

Вопрос от Brij: как насчёт обратной связи от болельщиков? Она именно такая, какую вы ожидали? Или лучше? Или хуже?

Алехандро Агаг: обратная связь от зрителей оказалась фантастической. Думаю, даже лучше, чем мы ожидали. Наш сайт не мог справиться с нагрузкой в день гонки. Миллионы просмотров на YouTube, миллионы телезрителей. На самом деле, такое внимание - большой позитив. А ведь это было неочевидно. Машины, которые звучат не слишком громко и ездят медленнее других гоночных болидов - примут ли это люди? Они смотрят это, потому что это будущее, это новая технология, это великолепно - и так далее. Но людям нужно привыкнуть к этому, принять. И - да, я думаю, что Форулу Е приняли здорово.

Вопрос от Dudan Ignacio: Гонки под дождём. Каким образом?

Формула Е уже ездила под дождём, правда лишь перед тестами

Формула Е уже ездила под дождём, правда лишь перед тестами

Алехандро Агаг: Я считаю, что лучший способ увидеть гонку под дождём - отправиться туда, где идут дожди. И такая гонка произойдёт уже скоро - наверное, в Малайзии, где дожди весьма вероятны. Мы проделали множество испытаний под дождевыми условиями, и я считаю, что такая гонка может стать очень зрелищной. А наши шины - они одинаковы и для "сухой", и для "мокрой" погоды. Компания Michelin разработала специальные шины, подходящие для любой погоды. Будет очень интересно увидеть эту резину под дождевой нагрузкой. А если дождь пойдет уже в Малайзии, то это будет серьёзный дождь, как и бывает в тех краях. Уверен, что мы увидим фантастическую гонку со множеством обгонов. Надеюсь, это будет классным шоу.

Вопрос от Mazen Kara: Алехандро, можете ли вы рассказать о своих мыслях на будущие сезоны? Изменения болидов, ёмкости батарей, а в особенности - о надеждах на то, что одного болида хватит на всю гонку. Вы рассказывали о беспроводной зарядке от Qualcomm. Можно ли узнать подробнее, как эта технология будет применяться в Формуле Е на практике?

Так работает беспроводная зарядка, о которой идёт речь

Так работает беспроводная зарядка, о которой идёт речь

Алехандро Агаг: мы рассматриваем беспроводную зарядку в качестве одного из потенциально возможных элементов в будущем Формулы Е. Разумеется, будет и развитие аккумуляторов, новые химические технологии позволят батареям дольше держать заряд - наверное, довольно скоро. Может, через 3-5 лет батареи смогут выдержать всю гонку. Но можно подумать и в другом ключе: ведь если оставить практику использования двух машин в гонке, то можно сделать эти машины быстрее и мощнее. Посмотрим, что будет выглядеть интереснее. Думаю, мы увидим комбинацию обоих вариантов. Да и беспроводная зарядка может быть как при движении, так и на месте. Представьте себе зарядку аккумуляторов прямо во время движения, когда на всей трассе будут находится приборы для подзарядке. Благодаря такой системе можно будет организовывать даже и 24-часовые гонки на электромобилях.

Вопрос от Nadia Enevoldsen: почему в Формуле Е пит-стопы ограничены определённым временем? Из-за этого пропадает всё удовольствие от быстрых пит-стопов!

Алехандро Агаг: Полностью с вами согласен. Я бы отказался от лимитированного времени пит-стопа, но из соображений безопасности нам нужно делать именно так. Я знаю, что гонщики также разочарованы этим правилом. Но когда происходят крупные аварии, наподобие Хайдфельдовской... представьте, что могло бы произойти, не будь он надлежащим образом пристёгнут внутри кокпита? Он бы, скорее всего, вылетел из него на огромной скорости. Думаю, гонщикам необходимо определённое время, чтобы пристегнуться и разместиться должным образом.