Карун Чандхок

Карун Чандхок: звук электромобилей похож на гоночные симуляторы с выключенными динамиками

Если детство проходит в душном климате Южной Азии, гоночные машины совсем не кажутся очевидным выбором для карьеры. Вот крикет в Индии процветает. Набор из формы, биты и мячика гораздо дешевле, чем новый 125-кубовый мотор и свежий комплект резины. Решение очевидно, правда ведь? Но не для Каруна Чандхока.

Семейство Чандхоков уходит в автоспорт двумя поколениями. Неудивительно, что Карун решил последовать по стопам отца и деда. Его отец, Вики Чандхок - многократный чемпион индийского ралли в прошлом, а сегодня - вице-президент Федерации автоспорта Индии. Вдохновлённый примером звёзд Формулы 1 на телеэкране, Чандхок решил попробовать себя в деле автомобильных гонок: "Наверное, впервые я увидел гоночную машину, когда мне было месяца три, ведь мой папа гонялся, когда я был ребёнком. Но героем моего детства всегда был Алан Прост. И это было несколько необычно, ведь большинству нравился его вечный соперник Айртон Сенна.

Я смотрел гонки по телевизору вместе с отцом примерно с двух лет. Когда другие дети смотрели Микки Мауса и Дональда Дака, я внимательно вглядывался в болиды Ф1. Когда мне исполнилось 6 лет, папа подарил мне первый го-карт. Который, собственно, и дал старт моей карьере гонщика".

Путь в Формулу 1 для Каруна Чандхока не был лёгким ни на одном этапе. Живя в Индии, он был как бы связан по рукам. Для того, чтобы продвигаться по лестнице автоспорта, приближая свою мечту, ему нужно было обязательно уйти из семьи и покинуть друзей, чтобы переехать в Европу.

Стандартный маршрут по молодёжным категориям автоспорта долго и труден. Признание - это всё в мире гонок. А самые престижные чемпионаты проводятся в Великобритании и окрестностях. Для молодого гонщика-иностранца само пребывание в европейских странах - культурный шок. Но это необходимая перемена для того, чтобы идти вверх по ступеням.

"Переход в Формулу 3 был для меня громадным шагом. И, пожалуй, самым большим шоком в системе автоспорта. Тебе 18, ты живёшь простой и лёгкой жизнью, запросто побеждая всё, что только можно - но в Азии. Ты считаешь себя королём в замке. Но когда ты переезжаешь в Европу и понимаешь уровень своих конкурентов, то спускаешься с небес на землю".

И дело даже не только в том, что его соперники были на уровень выше. Они ещё и привыкли выступать на этом уровне, не считая его за что-то особенное. Да и привычка к погоде и трассам делает своё дело.

Чандхок объясняет: "Нужно учиться управлять машиной под проливным дождём и в мороз. Если ты гоняешься в Азии, то просто выезжаешь из боксов, а шины уже прогреты к четвёртому повороту. И нет никаких проблем с погодой. А вот когда ты в Снеттертоне холодным зимним днём, то это почти невозможно. Это как университет для гонщиков. В те дни я многое изучил и про машины, и про самого себя".

Проведя несколько гонок в британской Ф3, Формуле Рено и чемпионате A1GP, Чандхок в конце концов вернулся на более знакомую территорию - в азиатскую Формулу V6. В тот момент карьера Каруна стояла на перекрёстке. И это был последний для него шанс вернуться в профессиональный автоспорт и расти выше.

Он завоевал титул, разгромив всех соперников: 7 побед и 9 поулов. На молодого индуса обратил внимание щедрый спонсор - производитель энергетических напитков Red Bull. Впервые почувствовав вкус победы спустя 5 лет после своего предыдущего титула, в малозначительном Кубке Formula 2000 Asia, Чандхок получил возможность выступить в чемпионате GP2 - главной молодёжной серии перед Формулой 1.

Перспектива разгуливать по одному и тому же паддоку, что и чемпионы мира, а ещё - путешествовать по всему миру вместе с Формулой 1 - вот главные преимущества серии GP2 перед схожими чемпионатами. Именно здесь можно показать свой талант потенциально заинтересованным в тебе командам Ф1.

Несмотря на финансовую поддержку и уверенность в собственных силах, Чандхок вовсе не был убеждён в дальнейших перспективах, да и несколько сомневался в истинной значимости чемпионата GP2: "До перехода туда я был уверен, что GP2 - лишь синоним пиара, и играет не столь значимую роль для Ф1. Но затем, когда я впервые попал в паддок этой серии, я невероятно удивился, насколько пристально за тобой наблюдают действительно могущественные и решающие люди. В этом значимость гонок GP2, и её невозможно переоценить".

В спорте иногда требуется рисковать, пусть даже риск и может подорвать твою репутацию. У большинства пилотов нет особого выбора команды, особенно в дебютном сезоне. Ты просто получаешь машину, а давление на тебя постоянно растёт. Но, по крайней мере, техника дана тебе в распоряжение. Чандхок столкнулся с совершенно противоположной ситуацией.

В 2010 году в Формулу 1 пришли три новые команды: Virgin Racing, Lotus и Hispania. Стимулом для их прихода было уверение руководства чемпионата в том, что выступать в этом спорте теперь можно будет и с ограниченными финансовыми возможностями. Но этим мечтаниям не было суждено сбыться. Ни одна из новых "конюшен" не смогла достойно выступать в течение нескольких лет, да и сегодня две оставшиеся в Ф1 команды - явные аутсайдеры. Разумеется, не смог воспользоваться своим шансом и Карун, который дебютировал в Ф1 в команде Hispania.

"Изначально мы проводили переговоры с Адрианом Кампосом. Но из-за финансовых проблем его команда так и не смогла пройти в Ф1. Я не мог упустить шанс выступить в Формуле 1. Думаю, что мне удалось показать себя, ведь я постоянно показывал результаты вровень с моим напарником. Немногие пилоты Ф1 могут похвастаться хотя бы таким результатом!".

После недолгих выступлений в испанской команде Чандхок перешёл в гонки на выносливость и участвовал в "24 часах Ле Мана".

Подход и "почерк" пилотов разнится от гонщика к гонщику. Чандхок постоянно черпал вдохновение от пилотов-героев своего детства. 30-летний индус рассказывает о себе: "Мне нравится философия таких людей, как Прост и сэр Джеки Стюарт: ехать как можно медленнее, но с тем расчётом, чтобы выигрывать гонки. Нужно не стараться выжимать из машины все соки, а беречь её. Сход при быстрой езде - ничто. Очки при сравнительно медленной езде - это всё. Да, гонка - это приоритет, но эгоизм спортсмена не должен простираться так далеко, чтобы брать поул в каждой квалификации. Это - единственно успешная тактика".

С момента объявления об участии в Формуле Е индийской команды Mahindra, очевидным было участие в ней индийского гонщика. Карун Чандхок был официально назван боевым пилотом команды Mahindra в начале июня 2014 года. Вместе с ним в команде примет участие его старый напарник и товарищ - Бруно Сенна. Делить гараж с давним приятелем и напарником - сложный момент в жизни пилота. Но Чандхок уверен, что опыт его и Бруно обязательно пригодится в новом формате автоспорта: "Думаю, что наш опыт позволит получить кое-какое преимущество перед другими участниками Формулы Е. Ведь за титул будут сражаться зрелые пилоты, а не 19-летняя молодёжь".

Когда Чандхока спрашивают об очень странном звуке, издаваемом болидом Формулы Е, индийский пилот утверждает, что отсутствие рёва гоночного двигателя больше скажется не на зрителях, а на самих гонщиках: "Звук серьёзно отличается от всего, что было привычно нам. Во всех аспектах. С первых секунд знакомства с Формулой Е звука не хватало катастрофически. Ощущение недостатка чего-то привычного лишь усилилось на обкатке машин в Донингтоне. При езде в гоночном автомобиле привычно слышать каждую тональность движка. Слышно, когда обороты повышаются или понижаются. Понятно и заметно, когда мы меняем передачу.

Но в Формуле Е этих звуков попросту не хватает. Слышны завывания ветра - вот и всё. Снаружи наши электромобили слышны явственнее, чем изнутри. Но когда человек сидит в кокпите, то звук пропадает. Очень похоже на ощущения от гоночной видеоигры с выключенными колонками".

Гонки Формулы Е пройдут по городским улицам. Каждый автодром - самый центр того или иного крупного города планеты. И весь гоночный уик-энд составит лишь один полный день, чтобы избежать неудобств для местных жителей. Этот сверхплотный график обязательно увеличит требования к концентрации пилотов и их способности адаптироваться к новым трассам. Адаптироваться настолько, чтобы уверенно себя чувствовать, проезжая вдоль барьеров на скоростях под 240 км/ч.

Отвечая на вопрос об амбициях и ожиданиях от предстоящего чемпионата Формула Е, Карун Чандхок ответил так: "Невозможно предсказать надёжность. Следует принимать во внимание возможные технические отказы и прочие неудачи. Но у каждого из нас в первом сезоне будут одинаковые машины и оборудование. Я разочаруюсь, если мы не будем сражаться в первых рядах в каждой гонке. А наша цель - быть в первой тройке среди всех команд".