Взгляд из паддока: «Вот поэтому нам и нужны тесты»

Знак при въезде на питлейн гласит: "Ограничение сегодняшнего уровня шума - до 98 децибел". Но не нужно сегодня вызывать бригаду британских коммунальщиков, экологов и любую другую "шумовую полицию": в Донингтон приехала тихая революция автоспорта.

В течение четырёх дней, разбросанных на две недели, 10 команд чемпионата электромобилей Формула Е проходили предсезонные тесты, а довольная публика забесплатно наблюдала за происходящим с трибун и даже гуляла по паддоку. Посмотреть было на что: ведь это самые первые тесты, первые шаги зарождающегося электрического гоночного чемпионата.

test_sign

Боги погоды практически не вмешивались в расписание, и хотя ветер иной раз пощипывал оперение "электроформул", лишь в самом конце второго дня на трибунах появились редкие зонты.

к оглавлению ↑

Новые лица

Лишь однажды до июльских тестов болиды Формулы Е выезжали на трассу: это была так называемая "обкатка" или "шейкдаун". Большинство команд в тот день не подготовили фирменную ливрею для своих машин, и они ездили в стоковом чёрном цвете. Тогда было подтверждено о контрактах с лишь несколькими гонщиками.

А вот за неделю до начала тестов новости посыпались, будто из ведра. Во-первых, был "глобальный запуск чемпионата" в Лондоне, где организаторы сняли интереснейшее видео. Кстати, машинки на улицах Лондона уже были окрашены в фирменные цвета команд. Затем прошли анонсы о множестве боевых пилотов, о смене команды Drayson в пользу Trulli, и зародились слухи о других вещах.

А потому первые тесты 3 июля были уже ярко-красочными, а многие пилоты впервые уселись за руль электромобилей гоночного класса. Самым первым на трассу выехал Майк Конвей из Dragon Racing - кстати, эта команда пропустила обкатку, в связи с чем о ней пошли неуместные и неверные слухи. Но всё оказалось нормально - детище семейства Penske успешно начало работать.

В промежуток между обкаткой и тестами командам отгрузили вторую партию электромобилей Spark-Renault. Итого было поставлено 20 машин из 40 запланированных. Арифметика такова: 10 команд, в каждой - по 2 пилота, и каждому гонщику положены две машины. Ибо гонка-то будет длится около часа, а аккумуляторы столько не выдержат: нужно будет либо подзаряжать машину по ходу заезда (долго, потому - нереально в этом году), либо менять разряжённую машину на полностью заправленную. А пока вторая машина будет наматывать гоночные круги, первая успеет немного подзарядится: второй пит-стоп, и снова машина №1.

И ещё: многочисленные технические проблемы первых дней - совершенно нормальная штука даже в Ф1 или в других высших сериях, что уж говорить об а) новейшей гоночной технологии с электродвигателями, б) первыми пробами электромобилей и в) второй, ещё не опробованной партией болидов. Красные флаги в первые пару дней появлялись над трассой очень часто, но заглохшие и обесточенные машины почти всегда снова возвращались на трассу.

Мантра первых дней: "Вот поэтому нам и нужны тесты". Эту фразу 3-4 июля повторял едва ли не каждый пилот или инженер.

В паддоке появились несколько известнейших пилотов: чемпион ИндиКара Жиль де Ферран и бывший гонщик Ф1 Кристиан Даннер. Ни о каких планах на выступление в чемпионате не было и речи, но оба "старичка-ветерана" с удовольствием приобщились к будущему автомобильного спорта. Де Феррану предоставили машину команды Andretti Autosport, а посол бренда DHL Даннер катался на тестовом болиде чемпионата под номером 0. Оба выжимали из техники все соки, да и как следует тряхнули стариной, не посрамив гоночной ветеранской славы. Остановить легендарных пилотов смогла лишь полная разрядка аккумулятора.

"Гоночные машины не могут ехать медленно", объяснил Даннер. "Ими нужно управлять на соответствующих скоростях. А эти скорости часто подразумевают широкие входы в повороты на грани фола или блокировку колёс: это нормально. Иначе машину попросту невозможно прочувствовать".

Перерывы во время сессий - почти всегда возможность сделать паузу и попить чай. Но вот Каруну Чандхоку не повезло. Всё электричество в боксах его команды Mahindra было отдано в пользу зарядки и приборов-компьютеров для анализа. Любимый чайник Каруна Чандхока было некуда подключить, а ведь индус - большой любитель почаёвничать. В расстроенных чувствах индус побрёл по паддоку с потупившимся взглядом и чайником в руках. Тут-то его и приметили ребята из команды Venturi. Здесь для Чандхока нашлась и свободная розетка, и компания для чаепития. О возможном переходе Каруна Чандхока в команду Venturi не сообщается ничего, но общий язык между собой они уже нашли.

Карун Чандхок скипятил воду

Первые дни тестов были едва ли не полностью посвящены изучению работы батарей в зависимости от различных режимов автомобиля. Сколько протянет электромобиль в том или ином режиме и на какой скорости он будет ехать. Рекорд первого дня забрал в свою копилку Буэми.

Но под самый занавес тестов 3 июля наиболее стойких болельщиков ждало ещё одно уникальное зрелище. Семь электрических гоночных болидов, выдержавших все нагрузки дня, выстроились на стартовой решётке Донингтона. Так прошёл самый первый старт болидов Формулы Е с места! Первым на решётке стоял Хайме Альгерсуари, но лучше всех стартовал Карун Чандхок, пробившийся между двух пилотов впереди него.

к оглавлению ↑

Второй день тестов: долой шикану

Схема тестовой трассы в Донингтон Парке

И на следующий день поломок и других неполадок на трассе хватало. Но серьёзной проблемой стало и другое препятствие: машины слишком часто ударялись об искусственную шикану из шин в одном из поворотов. Быстрые повороты Донингтона и идеально ровное покрытие трассы означают, что этот автодром совсем не похож на жёсткие и извилистые, да и почти наверняка кочковатые городские улицы, на которых будут проходить все гонки Формулы Е.

Вот организаторы и постарались построить нечто наподобие уличного поворота прямо на трассе. Ибо, по их мнению, временная шикана, собранная из шин, на выходе из шпильки OldHairpin могла каким-то образом походить на городскую разметку. "Строители" оправдывают своё творение схожестью с серией поворотов, которые нужно проходить на первых передачах. Шикана серьёзно снижала времена на круге, поэтому какая-то светлая голова в конце концов догадалась удалить препятствие. В один момент время круга снизилось весьма прилично. Было решено навсегда отказаться от искусственной шиканы.

к оглавлению ↑

Мощность, измеряемая до грамма

Спустя всего неделю состоялась очередная двухдневная тестовая сессия. Машины, гонщики и болельщики вернулись в Донингтон. Проделав "домашнее задание" после ошибок первых дней, команды серьёзно изменили подход к работе. Теперь машины работали гораздо более надёжно. Только вот увеличившаяся дистанция пробега означала не слишком приятную вещь: нужно было чаще подзаряжать батарейки.

9-10 июля были и забавные моменты, когда машина уже выжала последние электроны из аккумуляторов, и едва заезжала на питлейн. Тем не менее, на таких ошибках учатся. Команды были не в обиде на новую технику, а с интересом обрабатывали потоки данных, измеряя расход "электрического топлива" до последнего ватта.

Третий день прошёл толком без неполадок, а Буэми снова отличился.

к оглавлению ↑

Его величество Голубое Небо

Публика стремится на тесты Формулы Е

В заключительный день тестов большинство ожидало дождливую погоду. Поэтому яркое, чистое голубое небо с утра в четверг стало очень приятным сюрпризом.

А на питлейне временами творились небольшие безобразия: вообще атмосфера напоследок была едва ли не праздничной. Фотографы и видеооператоры практически бросались под колёса, лишь бы запечатлеть самый интересный вид болида. А в какой-то момент из боксов вылезла легендарная британская тележурналистка Эйжела Риппон, одетая в гоночный комбинезон. Её телешоу "The One Show" занималось съёмкой ролика для передачи на BBC, притом для прайм-тайм. После её интервью с руководителем команды Virgin Алексом Таем, Риппон долго болтала с Микелой Черрути из Trulli.

Ночью перед этим днём команды перенастроили свои болиды, вернее - распределение энергии на них. Поэтому Донингтон больше не производил впечатление тихого английского захолустья в зимний период. Машины выезжали на трассу постоянно, гораздо чаще, чем обычно в предыдущие 3 дня. Для зрителей это было заметно интереснее.

В этот день команды и пилоты получили возможность подумать и о рекордах по времени, а не исключительно о понимании динамики и энергопотребления автомобиля. К концу первой сессии Лукас ди Грасси поставил новый ориентир -  1:31.2.

В заключительный час большинство гонщиков серьёзно улучшили свои предыдущие результаты, а рекорд дня (да и всей Формулы Е в Донингтоне) показал Себастьен Буэми: 1:31.083.