В Top Gear рассуждают о Формуле Е: будущее или фигня?

Уже второй раз ребята из TopGear обсуждают Формулу Е со всех сторон. Если в первой публикации речь шла о технологиях и о самом электромобиле, ещё до тестов и гонок, то на этот раз двое экспертов спорят между собой о спортивных качествах чемпионата. Им бы ещё туда откровения Мэд Макса, который не жалея эпитетов обстебал Формулу Е с ног до головы - но нет, та статья - отдельное удовольствие, а в Топ Гир идёт разумная дискуссия.

Авторы пытаются ответить на вопрос - чем интересна Формула Е, есть ли у неё будущее, да и интересна ли она вообще. Две аргументированные точки зрения отражают сомнения болельщиков автогонок во всём мире. Так что такое Формула Е - будущее автоспорта или всякое что-то?

Против Формулы Е

Автор: журналист издания Top Gear Адам Уадделл (Adam Waddell)

В прошлую субботу мой коллега Джейсон Барлоу посетил дебютный этап серии Формула Е, прошедший в Пекине от имени всей редакции TopGear.com. Он описал ту гонку словами "настоящий триллер". А я вот, глядя на трансляцию электрогонки из дома, развалившись на собственном диване, подумал об этой серии, как о печальной участи автоспорта.

Не поймите меня превратно - машины выглядят здорово, уровень выступающих в чемпионате команд достаточно высокий, там гоняются приличные пилоты. О создании такого футуристического чемпионата раньше можно было лишь мечтать.

Но та субботняя гонка наглядно показала, что электромобильные технологии в мире гонок ещё очень и очень далеки от уровня Indycar и Ф1 в том, что касается зрелищности. По крайней мере, по ТВ гоночные электромобили звучали ужасно - наподобие детских радиоуправляемых машинок. Даже слабенький звук болидов Ф1 образца 2014 года и то звучит музыкой по сравнению с этим.

И на трассе они ползут, как черепахи - максимальная скорость даже в теории не превышает 225 км/ч, а в Китае Формула Е так и не смогла разогнаться даже до двухсот. На классических трассах вроде Спа, Монцы и Сильверстоуна гоночные электромобили попросту потеряются. Впрочем, руководство чемпионата закрыло эту брешь в зрелищности: за исключением Монако и Лонг-Бич, Формула Е не будет проходить на привычных автодромах. Да и в случае с Монако, скажем, будет использоваться совсем не та разметка трассы, к какой мы привыкли в Гран-при. Интересно, а смогли бы вообще эти машинки подняться на холм около поворота Казино?

Апофеоз всего вышеизложенного - процедура в духе Бенни Хилла на середине дистанции, когда гонщики заезжают на пит-лейн. И пересаживаются в другую машину, потому что один комплект батарей не выдержит 75 километров гоночного режима.

Единственным красивым моментом Формулы Е в Пекине стали последние секунды гонки, когда в заключительном повороте Ник Хайдфельд попытался обогнать лидера Николя Проста, но в итоге пилоты столкнулись, а немец едва избежал серьёзных травм. В тот момент, когда болид Ника взмыл в воздух и несколько раз перевернулся, зрители действительно испугались самого худшего из возможных исходов. К счастью, гонщик вылез из-под обломков без единой царапины. Думаю, в активы Формулы Е можно записать этот положительный момент: на таких скоростях даже самые страшные аварии достаточно безопасны...

Мне очень хотелось полюбить Формулу Е. И уровень пилотов там подходящий: 13 из 20 пилотов выступали в Ф1, а те, кто не может похвастаться этим этапом в карьере, также известны болельщикам - скажем, Сэм Бёрд, Ориоль Сервия, Кэтрин Легг.

И есть даже такие имена, как Прост, Сенна и Пике. Но как по мне, так организаторы зашли слишком далеко, решив добавить в свой чемпионат "икс-факторы" и другие популистские идеи.

Вот, к примеру, "ФанБуст" - система, позволяющая болельщикам голосовать за своих любимых пилотов. Трое победителей этой голосовалки получат краткосрочную прибавку мощности во время гонки. Это очень странная идея со спортивной точки зрения. Впрочем, идея Берни Экклстоуна начислять двойные очки за финальный этап в Ф1 тоже не самая лучшая в глазах настоящих болельщиков, но ведь и с ней мы свыклись. Только сомневаюсь я, что включу свой телевизор во время трансляции второго этапа Формулы Е в Малайзии, который пройдёт через 2 с лишним месяца. Ждать долго. Может, столько нужно, чтобы перезарядить электромобили?

В будущем гонки на электромобилях могут быть лучше. Да, Формула Е без сомнений стоящая и замечательная инициатива. Но ей предстоит длинный путь до того, как она покорит сердца гоночных болельщиков. И каждый, кому посчастливилось в тот же уик-энд побывать на Фестивале скорости в Гудвуде, легко поймёт, почему это именно так.

Так что такое Формула Е - будущее или всего лишь фигня? Я боюсь, что и то, и это одновременно.

За Формулу Е

Автор: Джейсон  Барлоу (Jason Barlow), эксперт издания Top Gear

Адам - один из самых знающих и преданных поклонников автоспорта, которых я знаю. Мы часто разговариваем друг с другом о легендах Ф1 или классических обгонах, и дело доходит до споров вместе с затуманенными глазами. У этого человека есть даже коллекция гоночных комбинезонов 70 годов. Поэтому я отлично понимаю его отношение к Формуле Е.

Но факт в том, что полностью электрическая гоночная серия, когда бы она ни появилась, изначально была обречена на сложное к ней отношение. Тем счастливчикам, которым посчастливилось видеть или слышать рёв болида McLaren Can-Am или Ferrari V12 образца семидесятых, да ещё и в гоночном режиме, вряд ли назовут бесшумные гоночные автомобили хорошим началом. В том, чтобы подходить к Формуле Е с подобными предубеждениями, смысла нет совершенно. Нужно нажать кнопку перезагрузки на ментальном Xbox-е и принять: это кое-что новое. Совсем новое. В любом другом случае Формула Е лишь разочарует.

Здесь рождается вопрос: в чём конкретно смысл Формулы Е? Что ж, если "гражданские" автомобили типа Tesla Model S и BMW i3/i8 каждый день на дорогах доказывают жизнеспособность концепции электромобилей, то Формула Е приносит в гонки технологию. Вот так просто.

Только на самом деле простоты тут нет вообще. Менее чем за три года сложнейшая идея перенеслась с чертёжной доски на улицы Пекина. Это впечатляет само по себе и стало возможным лишь благодаря объединённым усилиям талантов из McLaren, Williams, Renault, Michelin и Dallara, а ещё - стараниям большой политики. Я собственными глазами видел инфраструктуру этой гонки в Пекине. Сложный город сам по себе, особенно в том, что касается организации событий такого высокого уровня. Но за небольшое время там появились, скажем, такие установки, которые добывают энергию из глицерина, который получается при переработке морских водорослей. И никакое другое электричество для гоночных электромобилей Формулы Е просто не используется.

Как справедливо заметил Адам, состав пилотов впечатляет. Это звёзды Ле Мана и Формулы 1 вперемешку с многообещающими гоночными талантами. Я не сомневаюсь, что им неплохо платят. Но такие личности, как Бруно Сенна, Ник Хайдфельд, Франк Монтаньи и другие попросту не из того теста, чтобы за любые деньги подписываться на то, что не может утолить их гонщицкий голод.

Можно ли назвать гоночные электромобили быстрыми или более-менее мощными? Разумеется нет. И никто не утверждает обратное. Но это лишь старт. А когда Формула Е встанет на ноги, то станет полигоном для самых передовых технологий электромобилестроения. Что нужно для взросления? увеличение энергетической ёмкости и уменьшение массы: это критические факторы работы аккумуляторов. А гонки помогут ускорить научный и технический прогресс этих технологий для общей нашей пользы. Лично я не возражаю против нынешней смены болидов на середине гонки (тот момент, который Адам считает Бенни-Хилловским). Это даже и не "неизбежное зло". Но уже через несколько лет эта практика останется в прошлом.

Большее количество мощности  должно улучшить зрелищность, но и первая гонка прошла захватывающе. Трасса изобиловала кочками, улицы были очень узкими, не прощающими ошибок. А привычные в таких условиях ошибки вроде ураганных манёвров вечного таранщика Такумы Сато показались острыми, яркими и по гоночному красивыми. И это если не вспоминать ситуацию Хайдфельда/Проста на заключительном круге...

Да, "ФанБуст"  - затейливая и неоднозначная штука. Да, машины пока не так быстры. И да, я бы лучше послушал звук болида McLaren M8 времён Дэнни Халма и других классических гоночных героев. Но, тем не менее, Формула Е - это вещь! Даже очень.