Женщины в автогонках

Дивина Мэри Галика — британская горнолыжница и участница чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1

Дивина Мэри Галика — британская горнолыжница и участница чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1

"Почему среди гонщиков нет женщин?" - неверный вопрос. В автоспорте есть женщины. Они бывают заметны, притом не только из-за фигуры или обаяния. Многие из них столь же быстры, как их коллеги-мужчины.

Правильные вопросы другие: почему женщин почти не было в Формуле 1? Где выступают самые успешные девушки-гонщицы? Увидим ли мы женщину в Ф1?

Мария-Тереза де Филиппис - первая женщина в Ф1

Мария-Тереза де Филиппис - первая женщина в Ф1

Формула 1 - мир мужчин. За 64 года существования чемпионата, лишь 5 женщин выходили на старт Гран-при. За тот же срок представителей мужского пола в Ф1 было около 850.

Почему в истории Королевы автоспорта не было успешной пилотессы? Потому что женщинам не столь интересны гонки? Или потому что они не так быстры? Или потому что возможностей им так и не представилось?

к оглавлению ↑

Женщины-гонщицы в Формуле 1

Мария Тереза де Филиппс: 5 Гран-при за период 1958-69 годов. 3 раза Марии-Терезе удавалось пробиться на стартовую решётку, но очков она так и не набрала.

Лелла Ломбарди: 17 Гран-при в 1974-76 годах. 12 раз из этих попыток Лелла смогла стартовать в гонках и заработала 0,5 очков.

Дивина Галика: 3 участия в Гран-при в 1976 и 78 годах, но ни разу эта женщина не смогла показать достаточно быстрый результат в предстартовой квалификации, чтобы её допустили к гонке.

Дезире Уилсон: 1 Гран-при в 1980 году, но ей также не удалось квалифицироваться для старта.

Джованна Амати: 3 Гран-при, все в 1992 году. И вновь ни разу не показала достаточную скорость.

Лелла Ломбарди. Гран-при Британии 1974 год. Выступала под номером 208 - который означал длину волны Радио - спонсора команды. Вторая женщина в Ф1.

Лелла Ломбарди. Гран-при Британии 1974 год. Выступала под номером 208 - который означал частоту "радио Люксембург" - спонсора команды. Вторая женщина в Ф1.

к оглавлению ↑

Женщины в гонках кроме Формулы 1

Даника Патрик: первая женщина, выигравшая гонку в самой престижной американской серии IndyCar в 2008 году. Также на её счету самый высокий финиш в гонке "500 миль Индианаполиса" среди женщин - третье место в 2009.

Мишель Мутон: француженка выступала в чемпионате мира по ралли в 1974-86 годах. Ей принадлежат 4 победы, 9 подиумов и 162 победы на отдельных раллийных этапах.

Лин Сен Джеймс (Lyn St James): две победы в гонке "24 часа Дайтоны", первое место в "12 часах Себринга". Также американка дважды выступала в Ле Мане, а в гонке Инди-500 стала первой женщиной - лучшим новичком.

Сьюзи Вольфф - профессиональный гонщик из Шотландии

Сьюзи Вольфф - профессиональный гонщик из Шотландии

Сьюзи Вольфф, тест-пилот команды Williams:  "У многих складывается впечатление, что женщинам всего лишь сложно попасть в Ф1. Но ведь существуют тысячи талантливых мужчин, которые пытаются пробиться, но безуспешно".

Сьюзи права. Даже если гонщик талантлив, на стартовой решётке лишь 22 места. И лишь некоторые из них время от времени становятся вакантными.

В молодёжном автоспорте талантливые девушки есть, но они на вес золота по сравнению с сотнями быстрых и перспективных парней.  Даже по такой статистике женские шансы на переход в Формулу 1 всегда меньше мужских.

"Одна из основных проблем в том, что девушкам часто не от кого черпать вдохновение, у них нет кумиров, в то время как у молодых парней всегда есть такие примеры, как Себастьян Феттель. Страсть опередить своего кумира - большой стимул", - рассказывает Сьюзи Вольфф.

А когда у женщины-автогонщицы всё же появляется шанс проявить себя, то над ней всегда незримо витает дополнительный прессинг. "Быть женщиной в мире мужчин - сложно, очень. Нужно работать не просто вровень с ними, нужно делать больше", - продолжает Сьюзи.

Джованна Амати итальянка, в 1992 году приняла участие в трех гран-при Ф1. Пятая женщина в Ф1.

Джованна Амати итальянка, в 1992 году приняла участие в трех гран-при Ф1. Пятая женщина в Ф1.

"Обращаю ли я внимание на то, что обо мне говорят мужчины на трассе? Нет, совершенно. Я всегда говорила, что гоняюсь я для себя, потому что я люблю гонки. Цель моих выступлений не в том, чтобы доказать миру, насколько быстра может быть женщина на гоночной трассе".

Берни Экклстоун, бессменный руководитель чемпионата, недавно сказал о Сьюзи: "Если она столь же быстра за рулём, насколько красива вне машины, то это грозная и нужная чемпионату сила".

Сьюзи Вольфф: "Сложности для меня, как для женщины? Ничего особенного. Иногда сложно заставить себя снять шлем перед камерами, или чтобы поговорить со своим инженером. А самое страшное в такие моменты, когда кто-то из команды подходит и протягивает кепку. Представляете, что творится с волосами?  Я вот представляю, и от этого становится страшно!

Мне нравятся журналы мод, сумочки - обычные вещи. Но когда речь заходит о настройке и пилотировании гоночной машины, то совершенно неважно, как ты выглядишь".

Хотя Вольфф согласна с тем, что женщины редко любят рисковать, но гонщицы выделяются из этого ряда: "Я не такая, как другие женщины. Я другая, даже если судить хотя бы по моей карьерной стезе. Я столь же агрессивна, как и парни, когда на мне надет шлем. Да и Формула 1 заставляет не столько рисковать, а, скорее, ясно понимать - стоит ли взять риск на себя, или лучше откатиться назад. И это правило действует во всём - от обгона до гоночной стратегии и работы с шинами".

Дезире Уилсон (ЮАР). Побывала на одном ГП в 1980 году, выступала за команду Williams, но не смогла квалифицироваться. Четвертая женщина в Ф1.

Дезире Уилсон (ЮАР). Побывала на одном ГП в 1980 году, выступала за команду Williams, но не смогла квалифицироваться. Четвертая женщина в Ф1.

Многие убеждены, что для успешных выступлений в гонках женщинам не хватает физической силы, чтобы справится с огромными нагрузками в этом виде спорта, но Вольфф опровергает это мнение: "У женщин на 30% меньше мышечной массы, поэтому мы должны тренироваться больше. Но это не означает, что мы недостаточно сильны для управления болидом Ф1".

Доктор Риккардо Чеккарелли, работавший в командах Toro Rosso и Lotus F1, а ныне - основатель исследовательского центра "Formula Medicine",  занимающегося изучением физических нагрузок гонщиков, уверен: физическая сила не столь важна, как думают многие люди.

"Пилотам Формулы 1 недостаёт культуры физических упражнений. Слишком многие гонщики излишне концентрируются на физической силе, ущемляя ментальную часть вопроса. Да, для выступлений в гонках необходима мощная мускулатура шеи верхней части тела, чтобы гоняться без переутомлений. Но при достижении определённого уровня нет больше смысла развивать мускулатуру и дальше. В дополнительной мышечной массе нет смысла.

Тренировки на выносливость, а не тренировки для набора массы - вот ключ. Сердце станет крупнее, качая больше крови к мозгу. Приток крови, в свою очередь, увеличивает эффективность мозга и улучшает способности гонщика выполнять все необходимые за рулём задачи. Понемногу гонщики приходят к этой концепции, но до полного понимания ещё длинный путь.

к оглавлению ↑

Женщины-руководители в Формуле 1

Сьюзи Вольфф указывает на растущее количество женщин в Формуле 1. Среди них теперь сразу две руководительницы команд: Клэр Уильямс, дочь сэра Фрэнка, и Мониша Кальтенборн - глава команды Sauber. "Эти женщины работают в Формуле 1 потому что они успешны, а не потому что командам требуются именно женщины", - говорит Вольфф.

Чтобы женщина-автогонщик стала успешной, ей необходима ещё и конкурентоспособная машина вместе с хорошей командой. А до сих пор эти компоненты успеха не встречались на женском пути в Ф1. Из всех пяти девушек, пытавшихся пробиться на стартовую решётку Гран-при, трое не смогли даже квалифицироваться для допуска к старту. И не потому, что они были медленны - просто их болиды не позволяли проехать быстрее.

Итальянка Джованна Амати, к примеру, не смогла квалифицироваться за рулём болида Brabhamв трёх гонках 1992 года. Позже в том году Деймон Хилл, будущий чемпион мира, также несколько раз проваливал квалификацию в этой же машине.

к оглавлению ↑

Гонщицы в Формуле 1 будут обязательно

В 1975 году Лелла Ломбарди стала первой, и пока единственной женщиной, которая смогла заработать очки в чемпионате мира. Половина очка была начислена потому, что на момент остановки Гран-при Испании гонщики проехали слишком небольшую дистанцию. Лелла стала шестой лишь в третьей своей гонке. И после этого она провела ещё 14 Гран-при.

Помимо Ломбарди, ни одной гонщице не было дано более трёх гонок для адаптации. Но теперь 31-летняя Сьюзи Вольфф очень хочет завершить эту неутешительную статистику. Пока она выступала в Гран-при лишь раз - да и то не в самой гонке, а в пятничной тренировке.

Так когда мы увидим в Формуле 1 настоящую женщину-автогонщицу?

"Несомненно, в течение следующего десятилетия", - говорит Сьюзи. "Несколько девушек находятся довольно близко от попадания в Ф1. Одна из команд обязательно найдёт достаточно смелости, чтобы предоставить шанс женщине. В Формуле 1 много людей, которые ждут этого момента".

Возможно, что одна из гонщиц чемпионата Формула Е сможет произвести впечатление на боссов Ф1. Кэтрин Легг неплохо выступала в IndyCar. Микела Черрути пока не столь опытна, зато растёт стабильно и быстро, с победами  и хорошими достижениями в серьёзных чемпионатах.

Так какая же из команд первой примет волевое мужское решение и пригласит женщину-пилота?