Превью третьего сезона. Что нового в Формуле Е в 2016-2017?
- Новое переднее антикрыло
- Больше регенерации энергии
- Аккумуляторы
- Новая мелочёвка
- Шины
- Начисление очков: лишь один балл за лучший круг
- Шайтан-робогонка Roborace
- Новые команды
- Новые гонщики Формулы Е
- Адам Кэррол (Panasonic Jaguar Racing)
- Маро Энгель (Venturi)
- Митч Эванс (Panasonic Jaguar Racing)
- Хосе Мария Лопес (DS Virgin Racing)
- Феликс Розенквист (Mahindra Racing)
- Новые города
- Итоги
А обещали-то нам, обещали! Как заманивали – и мощности больше дадим, и скорости увеличатся, и российского гонщика найдём, и…
Вышло, впрочем, тоже не так уж плохо. Официальный сайт чемпионата утверждает, что "дела Формулы Е не стоят на месте: сама суть серии продолжает постоянно развиваться и эволюционировать", скромно добавляя – "но развитие-эволюция идут по строго контролируемому руслу". Типа – хотели бы, как лучше, но надо же сдерживать безудержный поток прогресса.
Перед вторым сезоном список изменений был довольно внушительным: всё же, переход с экспериментально-дебютного года на почти "взрослый". Организаторы дали "зелёный свет" производителям силовых установок и пригласили сразу 8 компаний (часть из них уже гонялась в дебютном сезоне). А вот к третьему сезону чемпионата изменения не столь радикальны – пресс-служба называет их "нюансами".
к оглавлению ↑Новое переднее антикрыло
Сумасшедшая, но довольно стильная штука. Классические "формулы" толком не напоминает. Там-то антикрылья используются для генерации большей прижимной силы: выше скорость прохождения поворотов, т.к. встречный поток воздуха буквально придавливает болид к полотну трассы.
Но в Формуле Е скорости не столь велики, и продвинутая аэродинамика толком не нужна. Кто-то из инженеров говорил, что нынешнее поколение гоночных электромобилей вполне можно было сделать в виде грузовиков, или маршруток – да хоть параллелепипеда на колёсах с аккумуляторами – скорость толком не изменилась бы. Конечно, это излишне радикальное предположение, но замена классического формульного крыла на эту футуристическую "порнографию" действительно не повлияет на скорость болидов.
Даже организаторы серии откровенно называют эффект от нового переднего крыла "чисто косметическим". Его предназначение – сделать более характерным облик электрических гоночных машин, не более того. Иными словами – чтобы даже непосвящённый зритель ясно осознавал, что перед ним не какая-то рядовая "формула", а ведро на батарейках гоночный электромобиль. Что ж, скорости хотя бы не упадут.
Чтобы не заканчивать рассказ о новом антикрыле Формулы Е на минорной ноте, вспомним: именно поломки антикрыльев, в особенности – хрупких передних, являются наиболее частой причиной сходов и внеплановых пит-стопов. А замкнутая структура нового обтекателя делает эту деталь значительно менее хрупкой. Сходов и ремонтов будет ощутимо меньше – и это к лучшему!
И – небольшой анонс: это крыло сохранит свой облик вплоть до далёкого ещё пятого сезона чемпионата, когда машины получат кардинально новые характеристики и внешность.
к оглавлению ↑Больше регенерации энергии
С технической стороны вопроса наикрутейшее изменение – увеличение рекуперируемой мощности. Иными словами – того "объёма" электроэнергии, который "закачивается" в аккумуляторы обратно при торможениях. В предыдущие 2 года это значение находилось на отметке 100 кВт, ныне стало 150 кВт.
Здорово, да? Судя по чистой прибавке, это целых 50%. Проблема в другом: на практике сложно набрать даже старые 100 кВт, не то что больше. Дело в том, что в Формуле Е хоть и много поворотов, они редко способны принести много энергии. Скорости, всё же, не столь высоки, а потому и торможения не такие уж напряжённые (=рекуперационные!). В сухом итоге – теперь позволено чуть больше, но воспользоваться таким разрешением удастся далеко не всегда.
Позитив же в том, что большее количество накапливаемой энергии чуть увеличит возможности командных стратегий. Если раньше "окно" пит-стопов было где-то посередине дистанции гонки (скажем, на 14-16 кругах из 30), то теперь это "окно" увеличивается до 13-17 кругов (в лучшем случае). Многим пилотам бывает удобнее заехать на замену машины как можно позже, чтобы заключительный отрезок был максимально быстрым, а экономить на нём не приходилось.
к оглавлению ↑Аккумуляторы
Тут всё настолько скучно, что даже официальный сайт толком не упоминает о них. Компания-разрабочик батарей для Формулы Е, Williams Advanced Engineering, представила слегка обновлённую версию аккумуляторов. Технические характеристики всё те же – не более 200 кВт, а максимальный расход электричества составляет не более 28 кВт/ч. И то, и это уже набило оскомину за 2 предыдущих сезона. Аккумуляторы, по сути, остались теми же. Возможно, инженеры Williams провели лишь небольшую работу над ошибками. Скажем, чтобы в них можно было закачивать не 100, а 150 кВт в течение гонки.
к оглавлению ↑Новая мелочёвка
Болиды получили новые рули. Что там нового – широкой публике не сообщается, но, по словам разработчиков, эти рули "увеличили свою функциональность в области выбора стратегий".
Изменения в расписании гоночного дня – другое мелкое нововведение в ЭлектроФормуле. Стандартное начало расписания изменено на 15 минут раньше – теперь свободные заезды будут начинаться в 8 утра, а не в 8:15. По слухам, эти 15 минут выделены не просто так – что-то новое грядёт в расписании.
к оглавлению ↑Шины
Всё те же неплохие и надёжные Michelin, всё тот же размер – 18 дюймов. Но в третьем сезоне состав резины был несколько переработан. Шинники утверждают, что их продукция стала более энергоэффективной (когда маркетологи говорят такими словами, речь идёт, в лучшем случае, о долях процентов). Уменьшено сопротивление качению, понижен вес.
Из неофициальных источников известно, что новые шины для Формулы Е быстрее выходят на рабочую температуру, чем предыдущая версия – замечательно, но не столь уж важно.
к оглавлению ↑Начисление очков: лишь один балл за лучший круг
Формула Е растёт, развивается… и потихоньку теряет свои сумасшедшинки. А помните, в заключительной гонке прошлого сезона за титул сражались Себастьян Буэми и Лукас ди Грасси. Судьбу чемпионства решили именно 2 очка за лучший круг. Буэми повредил вторую машину и никак не смог бы завершить полную дистанцию гонки. Для титула ему не хватало лишь двух очков. В результате швейцарец прыгнул выше головы, изнасиловал собственный болид, отполировал трассу – и проехал замечательнейший круг по лондонской трассе.
Да, он не смог завершить гонку. Но именно тех двух очков ему хватило, чтобы оставить ди Грасси всего лишь вице-чемпионом прошлого года. Драма, драйв, крейзи, веселье! Которые остались в прошлом. Скучные чиновники ФИА решили начислять лишь одно очко за лучший круг в гонке, чтобы таких ситуаций больше не возникало. Логично, наверное. Судьба чемпионата, который состоял из 11 гонок, не должен решаться сверхбыстрым кругом, потому его значение принизили в 2 раза. Так весело уже не будет, жаль.
к оглавлению ↑Шайтан-робогонка Roborace
Пока Гуглы-Эпплы и другие АйТи-корпорации только экспериментируют с беспилотными автомобилями, в Формуле Е активно внедряют гонку таких машин без водителей. Это чудо техники будет называться Roborace, и станет "гонкой поддержки" для нашего чемпионата.
В конце августа прошли первые тесты этих странных самобеглых электроповозок под управлением какого-то Скайнета. Пара-тройка болидов-прототипов успешно завершили целый круг в Донингтоне. Интересно будет взглянуть, сколько кругов смогут продержаться эти терминаторы в боевых условиях и дорожной пыли.
к оглавлению ↑Новые команды
Нет, 9 прошлогодних команд, это маловато. Trulli GP так и не смогли выступить ни в одной гонке, и ещё в начале прошлого сезона по-быстрому покинули мир автоспорта. В 2016-2017 году в Формуле Е появилась новая команда - Panasonic Jaguar Racing. Выглядят их дарт-вейдеровские машинки замечательно, организаторы и спонсоры – ребята более чем известные, гонщики тоже не самые слабые. Позитивчик!
Другое название команды практически не знакомо в мире спорта, да и звучит громоздко. Китайские инвесторы выкупили команды Aguri и дали её новое название - TECHEETAH. То ли Тычита, то ли Тичыта, ну и ладно. По сути, обыгрывается игра слов tech ("техника", вестимо), и cheetah ("гепард"). Робокошка родом из Китая уже приобрела силовую установку производства Renault, а на предсезонных тестах показала неплохие результаты. Жан-Эрик Вернь регулярно попадал в топ-3.
Стоит упомянуть и ребят из Dragon Racing. Им удалось соблазнить кошельки нового спонсора – некой американской компании Faraday Future. Планы весьма амбициозные – стать ключевым игроком на рынке американских электрических гиперкаров. Фарадей собирается убить Теслу?
к оглавлению ↑Новые гонщики Формулы Е
Их теперь +2, итого – 20. Jaguar же! А новичков пятеро, довольно сильных и титулованных. В целом, пелотон вновь состоит из участников гонок на выносливость WEC (Ле-Ман!), кое-кто из Индикара, некоторые – из лучших представителей молодёжных чемпионатов.
Адам Кэррол (Panasonic Jaguar Racing)
Чемпион серии A1GP 2009 года, регулярный победитель GP2 и экс-звезда Ф3. Светился и в IndyCar, и в DTM, и в неплохом классе GT-Am (только этот класс – для "непрофессиональных" пилотов) чемпионата WEC. Подробнее про Адама Кэррола.
Маро Энгель (Venturi)
Малоизвестная личность, но исправно трудился заводским пилотом концерна Mercedes-AMG. Некогда побеждал в британской Ф3, несколько лет провёл в DTM – без особых успехов. С горя поехал в Австралию выступать в местном чемпионате V8 Supercar (классные гонки, если честно), затем вновь вернулся в Европу, для участия в серии GT.
Митч Эванс (Panasonic Jaguar Racing)
Ярчайшая звезда и большая надежда Новой Зеландии (и лично своего менеджера Марка Уэббера). Чемпионил в GP3, неплохо катался в GP2. К сожалению, так и не добрался до Формулы 1, хотя единственная тому причина – недостаток спонсорской поддержки. Лишним в ЭлектроФормуле Митч точно не будет – добро пожаловать!
Хосе Мария Лопес (DS Virgin Racing)
Некогда сильный соперник аж самого Льюиса Хэмильтона по молодёжным сериям – правда, таким он был лет 10 назад. Аргентинец регулярно крутился вокруг Формулы Е и, наконец, получил шанс показать себя во всей красе. Впрочем, трёхкратный чемпион серии WTCC в команде Citroen – действительно мощный пилот.
Феликс Розенквист (Mahindra Racing)
На счету молодого шведа почти уникальное достижение – он второй человек на планете, которому удалось защитить свой титул победителя Гран-при Макао, самой престижной гонки в классе Ф3. В этом году он понемногу выступал в американской молодёжной серии Indy Lights и в европейской DTM.
Новые города
Взамен старых, конечно. За одним лишь исключением – в Формулу Е вернулась гонка в Монако! Да, это лишь обрезок "формульной" трассы, но это Монте-Карло.
Другие трассы-дебютанты: Гонконг (давно хотели!), Марракеш (Марокко, и не надо смеяться – город замечательный и весьма гостеприимный к гонкам), Брюссель (всеевропейская столица, как-никак), и – Нью-Йорк! Да, никакой Москвы, а жаль, очень жаль.
к оглавлению ↑Итоги
Формула Е не получила долгожданных обновлений с технической точки зрения? Обидно, зато не стала хуже. Даже чуть увеличилась рекуперация, да и новые шины стали слегка побыстрее. Новое антикрыло, которое не предназначено для гонок? Зато будет меньше нелепых сходов из-за поломок.
На предсезонных тестах был обновлён рекорд круга – лишь на секунду быстрее, да и то на полутораминутной трассе Донингтона. Здорово же! Две новые команды, снова 20 пилотов на старте, а главное – всё та же весёлая и интереснейшая Электрическая Формула снова с нами! Поехали – уже с 9 октября 2016 года!