Формула E по версии журнала Times

Была у Берни Экклстоуна мечта - гоночный марш болидов Формулы 1 на фоне лондонского Биг-Бена, вдоль по Моллу, с клетчатым флагом у ворот Букингемского дворца, всё это на глазах у десятков тысяч зрителей, во имя славы автоспорта, аминь.

Такая гонка должна произойти уже в 2015 году, но только без Берни и его рычащей конюшни Формулы 1. Организаторы революционной гоночной серии на электрических болидах Формула Eубедили Бориса Джонсона, мэра Лондона, в том, что британская столица станет идеальным местом для проведения "зелёного" Гран-при. Никакой фантастики - настоящие "формулы". Одновременно - столь же настоящие электромобили, примут в 2014 году участие в первом в истории электрическом гоночном чемпионате. Серия организована по задумке ФИА. Жан Тодт, президент Международной Автоспортивной Федерации, предпринял беспрецедентную попытку приблизить будущее автоспорта. День за днём старые автомобили, оснащённые бензиновыми или дизельными двигателями, выглядят всё более странными как для производителей, так и для покупателей.

Возможно, поэтому экс-протеже Экклстоуна (Жан Тодт) решился изменить правила игры и войти в историю организацией чемпионата на тихих машинах, оснащённых двигателем исключительно на электрической тяге, назвав его Формулой E (Formula E). Руководителем чемпионата стал испанец Алехандро Агаг, чьи деловые интересы простираются от банковского дела до менеджмента в автогонках. Также он известен, как со-основатель футбольного клуба Queens Park Rangers. К концу 2012 года он заключил контракты на проведение гонок Формулы E с Римом, Рио-де-Жанейро, Лос-Анжелесом, Майами, а вот теперь приехал и в Лондон. Среди других возможных городов проведения "электро-Гран-при" - Марракеш, Москва, Кейптаун и Мельбурн.

А Лондон должен стать первым городом, открывающим новую эпоху в автоспорте (как бы громко не звучало это заявление, за электрокарами будущее). "Это не Формула 1", - говорит Агаг. "Это - будущее спорта, а заодно - доказательство того, что гонки могут быть экологичными. Мы специально хотим проводить гонки в центре городов, а не на специальных автоспортивных трассах, так как желаем доказать: экология и автоспорт вполне могут сосуществовать вместе". Администрацию городов привлекает идея проведения гонки по зелёным технологиям. Тем более они заинтересованы в малошумных соревнованиях, не загрязняющих окружающую среду".

Александро Агаг

Алехандро Агаг (Alexandro Agag), организатор чемпионата электромобилей Формула E

"Мы смогли достучаться до администрации Лондона, и они весьма положительно отнеслись к нашему проекту. Конечно, впереди ещё долгий путь, но мы надеемся, что они впишутся в наш календарь, как многие другие крупные города мира. Я очень хочу, чтобы Формула Eначала свою жизнь именно в Лондоне. Это многое значит для нас".

Для мэра Лондона Бориса Джонсона подготовлен и другой "бонус": городские власти не затратят ни копейки на проведение гонки. В отличие от Формулы 1, чей владелец Берни Экклстоун, потребовал около 30 млн. фунтов стерлингов за право проведения Гран-при в столице Соединённого Королевства, Алехандро Агаг проведёт гонку бесплатно. От властей города требуется лишь сотрудничество в освобождении дорог на время проведения гонки и организация базовой инфраструктур. Поэтому неудивительно, что многие города действительно загорелись идеей Формулы E.

Агаг - известная личность в европейских политических кругах. Это близкий друг бывшего премьер-министра Тони Блэра. Блэр с супругой даже были гостями на свадьбе испанца с Аной Анзар, дочерью экс-премьера Испании. Также на той свадьбе присутствовала королевская чета Испании. Также Агаг - компаньон Экклстоуна в футбольных делах, вместе с Флавио Бриаторе. Очень вероятно, что всемогущий гоночный босс Берни будет пристально следить за взлётом серии Агага, особенно в Лондоне.

Алехандро Агаг отлично подготовился к тому, чтобы управлять новым гоночным чемпионатом Формула E. Он сумел заручиться поддержкой команды McLaren, лучшей британской конюшни в Ф1 (эта компания займётся поставкой электродвигателей для Формулы E). Лорд Дрейсон, предприниматель и бывший британский министр науки и инноваций, уже объявил о том, что вместе со своей командой примет участие в серии Формула E. Дрейсон - большой поклонник автоспорта и зелёных технологий. Он не сомневается в том, что электромобили - будущее как автоиндустрии, так и автоспорта. Его гоночная команда уже собрала стильный гоночный болид-электромобиль для участия в гонках GT.

Нельзя даже надеяться на то, что звук болидов Формулы E будет хотя бы отдалённо напоминать рёв бензиновых двигателей V8 (или даже турбированных V6) из мира Ф1. Вместо этого звук будет крайне тихим. Зато на первый план выступит свист ветра, переключения коробки передач и скрип резины.

"Звук потрясающий, он совершенно не похож на обыкновенный рёв гоночного мотора", - рассказывает лорд Дрейсон. "Одна из наших задач - сделать зелёные технологии привлекательными для поколения, растущего в социальных сетях и за компьютерами. Гоночные автомобили, которые построены по экологичным технологиям, способны привлечь внимание. Они способны снизить загрязнение окружающей среды, но главное - они заставят людей поверить в серьёзность вопроса. Я уверен, что ФИА и Жан Тодт были на 100% правы, когда приняли решение организовать чемпионат электромобилей Формула Е. Эти гонки отражают будущее автоспорта. А в будущем нет места горючему, это ясно. Новизна нашей серии ещё и в том, что гонки будут проходить в сердце городов, без лишнего шума и совершенно без загрязнения окружающей среды от болидов. Формула Eспособна стать пионером в мире технологий автоиндустрии".

Холдинг "Формула Е"  базируется в центральной части Лондона. Агаг предполагает, что в 2014 году чемпионат будет состоять из 10 гонок. Но в будущем он нацелен удвоить это число, особенно если серия получит должное внимание со стороны зрителей и спонсоров. Агаг уверен, что множество транснациональных корпораций не желают вкладывать деньги в Ф1, ибо этот чемпионат использует старые технологии. В то же время, такие корпорации вполне могут обратить внимание на серию, продвигающую "зелёные" инновации.

"Скажем, производители ветряных электрогенераторов. Кого они могут спонсировать в данный момент? А Формула Eпредоставит им возможность заявить о себе на весь мир. Это же касается и компаний, занимающихся экологичными технологиями, которые уже выразили свою заинтересованность", - рассказывает Алехандро.

Агаг намерен пойти ещё дальше. Он собирается заинтересовать "электрической формулой" то поколение поклонников автоспорта, которые разочаровались в Формуле 1 из-за политических интриг, откровенной коммерциализации "королевы автоспорта", отсутствием инноваций и огромными тратами.  Формула Eбудет рекламироваться в социальных сетях, используя новые информационные технологии, которые наиболее привлекательны для сегодняшних подростков, которые не видят особой романтики в поршнях и горячих выхлопных трубах.

"Для многих из сегодняшних детей их первый автомобиль будет электрическим, а не традиционным бензиновым. Надеюсь, для таких ребят Формула Eстанет путеводителем, потому что они будут лучше понимать технологию, полюбят её. Но это возможно лишь в том случае, если гонки будут завораживать их - не стоит забывать о человеческом факторе и психологии", - продолжает основатель Формулы Е.

Роман Грожан, Виталий Петров и Серхио Перес - лишь трое из известнейших автогонщиков, прошедших младшие "формулы" под руководством Агага.

Роман Грожан, Виталий Петров и Серхио Перес - лишь трое из известнейших автогонщиков, прошедших младшие "формулы" под руководством Агага.

Агаг, кстати, известный менеджер в автоспорте, владелец собственной команды в серии GP2, основном поставщике кадров для Ф1. Агаг принимал участие в становлении и переходе в высшую категорию автоспорта таких пилотов, как Виталий Петров, Роман Грожан и Серхио Перес. Он намерен привлечь к участию известнейших гонщиков.

"Взгляните на Камуи Кобаяши", - активно продолжает собеседник. "В 2012 году он проводил в Формуле 1 блестящие гонки, но ему не там нашлось места в 2013. Уверен, что в Формуле Eон придётся ко двору! И многие гонщики, с которыми я разговаривал, действительно заинтересованы в нашем проекте. Поэтому у нас нет проблем с привлечением в Формулу Е высококлассных гонщиков".

Если Ф1 вдохновляет сегодня миллионы фанатов автоспорта по всему миру, то Формула Е способна стать будущим автомобильных гонок. Только представьте картину бесшумных заездов вокруг Биг-Бена или Эйфелевой башни!