Болид сезона 2014-15

В первый сезон командам было разрешено использовать исключительно однотипные автомобили Spark-Renault SRT_01E, одинаковые для каждой команды.

Инфографика электромобиль Формулы Е

к оглавлению ↑

Гоночный болид-электромобиль Spark-Renault SRT_01E, обзор

Автомобиль, который используется  в Формуле Е в первый сезон (2014-2015), называется Spark-Renault SRT-01E. Это полностью электрическая машина, т.е. движется она исключительно благодаря электроэнергии. Используя передовые технологии, автомобиль SRT_01E с нулевым уровнем выхлопа в атмосферу должен расширить границы того, что сейчас доступно для электро-автоспорта. В то же время, он создан по принципу компромисса: здоровый баланс между стоимостью и эффективностью. Также машина создавалась с оглядкой на гонки по временным городским трассам, а не по стационарным автодромам.

Болид в деталях:

Звук болида-электромобиля Формулы Е:

Звук болида из кокпита пилота:

к оглавлению ↑

Расшифруем название Spark-Renault SRT_01E

В названии болида Формулы Е два имени собственных - Spark и Renault. Первая часть, "Spark" - напоминание о новой французской компании "Spark Racing Technology", которая управляется Фредериком Вассером совместно с консорциумом нескольких лидеров мирового автоспорта. Именно эти люди создали автомобиль в его нынешнем виде.

Вторая часть названия, "Renault", в представлении не нуждается - это дань уважения концерну Рено за интеграцию и сборку в единое целое всех отдельных компонентов электромобиля.

Аббревиатура  SRT расшифровывается просто: Spark Racing Technology, предприятие-создатель машины.

Нижнее тире между буквами и цифрами _01 - дань моде смартфонного поколения, ведь сейчас просто поставить пробел - некошерно, а нижнее тире - самое то, чтобы подчеркнуть приверженность соцсетям, твиттеру и нашим интернетам.

Наконец, индекс 01 обозначает первую модель Формулы Е. Первую омологированную, скажем так - ведь был ещё и бело-синий прототип с "топорными" обводами корпуса. Но он оказался не в счёт.

Заключительная буква E вызвала в редакции сайта ElectroFormula.ru споры. Как её переводить? Латинская "E" (electricity) или русская "Э" (электричество)? Впрочем, сути это не меняет: это обозначение электромобиля.

к оглавлению ↑

Конструкция электромобиля Формулы Е

Инфографика: болид Формулы Е - Spark-Renault SRT_01E

Инфографика: болид Формулы Е - Spark-Renault SRT_01E

Аэродинамика

Аэродинамика рассчитана на обгонные маневры. Воздушный поток от идущего впереди автомобиля не только не помешает догоняющему обогнать, но и создаст для этого оптимальные условия: разрежённый воздух, меньшее сопротивление, возможность слип-стрима.

Физические характеристики болида

  • Длина: 5000 мм (максимальная)
  • Ширина: 1800 мм (максимальная)
  • Высота: 1250 мм (максимальная)
  • Ширина колеи: 1300 мм (минимальная)
  • Просвет: 75 мм от дорожного полотна (максимум)
  • Масса: 880 кг (включая пилота и аккумуляторы)
  • Масса электрических батарей: 200 кг

В конструкции болида преимущественно используются композитные материалы. В то же время, наиболее дорогие виды углеволокна применяются лишь для отдельных узлов, чтобы снизить стоимость электромобиля.

к оглавлению ↑

Мощность SRT_01E

  • Максимальная мощность: 170 киловатт (или 240 л.с.), ограничена искусственно. Речь идёт о квалификационной конфигурации машины, когда она наиболее быстра. Со второго сезона мощность увеличена до 190 кВт.
  • Гоночный режим: 133 кВт (или 180 л.с.) (энергосберегающий). Во втором сезоне - 150 кВт
  • Дополнительная мощность для обгонов: 67 кВт (90 л.с.). Режим "Push-to-Pass" разрешается использовать несколько раз за гонку. Изначально планировалось, что этот режим будет доступен каждому гонщику. Однако сейчас его трансформировали в FanBoost - систему голосования болельщиков за любимых гонщиков через интернет. Тройка наиболее популярных пилотов получает право на использование дополнительной мощности.

Максимальная мощность автомобиля доступна пилотам лишь во время практики и квалификационных сессий. Во время гонки используется другой, энергосберегающий режим. Впрочем, время от времени мощность будет прибавляться и в гонке, чтобы облегчить обгоны. Количество энергии, рекуперируемой при помощи тормозной системы, ограничено величиной 30 кВт*ч..

к оглавлению ↑

Скоростные характеристики электроболида SRT_01E

  • Максимальная скорость: 225 км/ч (искусственное ограничение со стороны ФИА)
  • Ускорение: 0-100 км/ч - 2,9 секунды, ограничено ФИА.

Представленные характеристики были подтверждены ФИА лишь в августе 2014 года, до этого они были приблизительными. Да и не особо они и важны. Скажем, параметр разгона в гоночных автомобилях лучше считать не от нуля до сотни, где все спорткары примерно равны, а от 100 до 200 км/ч.

к оглавлению ↑

Двигатель Формулы Е

  • Электродвигатели (а точнее - узлы MGU, motor generator unit) созданы компанией McLaren;
  • На каждом автомобиле SRT_01E установлено по два MGU;
  • Привод двигателя осуществляется исключительно на заднюю ось автомобиля;
  • Использование систем наподобие трекшн-контроля запрещено;

Секвентальная (последовательная) коробка переключения скоростей производства компании Hewland.

Аккумуляторы в Формуле Е

Точнее - тяговые аккумуляторные батареи. Тяговыми они называются потому, что служат единственным источником энергии для движения электромобиля. Это не просто аккумуляторы, а довольно умное устройство. Одна из его задач - аккумулировать вновь генерируемую энергию, которая рекуперируется благодаря системе торможения. Очень похожая система используется в Ф1 уже несколько лет - это KERS (а ныне - ERS). При торможении любой автомобиль выделяет весьма значительное количество энергии, которое тратится едва ли не впустую. А ведь эту силу можно аккумулировать, преобразовывая её в электричество и заряжая аккумулятор. Именно так работает аккумулятор в болидах Формулы Е - полностью этот узел называется "Перезаряжаемая система хранения энергии" (Rechargeable Energy Storage System) или RESS. Отсюда энергия идёт в электрическую сеть автомобиля, а уж оттуда - и в электродвигатели. Вообще любая батарея на борту болида подключена в единую энергетическую сеть.

Наша статья об аккумуляторах Williams, расскажет более подробно об устройстве тяговых батарей.

к оглавлению ↑

RESS - перезаряжаемая система хранения энергии

Под этими четырьмя буквами скрывается перезаряжаемая система, приводящая автомобиль в движение. Система RESS, удовлетворяющая требованиям Формулы Е, должна быть такой:

  • Создана исключительно по техническим спецификациям FIA
  • Максимальная масса ячеек батареи и/или конденсатора RESS не должна превышать 200 кг
  • Все аккумуляторные ячейки должны быть сертифицированы согласно по меньшей мере минимальным стандартам транспортировки ООН
  • Шасси / капсула безопасности: карбоновая /алюминиевая ячеистая структура, произведённая фирмой Dallara
  • Передние и задние крылья: карбоновая структура, созданная также фирмой Dallara
  • Корпус:  карбоновая и кевларовая ячеистая структура, производство Dallara
к оглавлению ↑

Шасси

  • Шасси / капсула безопасности: карбоновая /алюминиевая ячеистая структура, произведённая фирмой Dallara
  • Передние и задние крылья: карбоновая структура, созданная также фирмой Dallara
  • Корпус:  карбоновая и кевларовая ячеистая структура, производство Dallara

Тормозная система

Две отдельные гидравлические системы, приводящие в действие тормозной механизм при нажатии на одну педаль. Материал тормозов - любой по выбору команд.

Колёса и шины

Уникальные 18-дюймовые шины с протектором производства Michelin. Одинаковые шины используются как в сухую погоду, так и при дождевых условиях. Диски: O.Z. Racing Magnesium. Максимальная ширина спереди: 260 мм, сзади: 305 мм. Максимальный диаметр: спереди - 650 мм / сзади - 690 мм.

Электроника болида Spark SRT_01E

  • Блок управления двигателем (ECU) производства компании McLaren Electronics
  • Узел управления электроэнергией
  • Сбор данных по шине CAN
  • Система управления режимами гонки для нужд маршалов FIA
  • Антенна-маяк

Телеметрия в Формуле Е запрещена.

Настраиваемая подвеска автомобилей класса Формула Е

Большие возможности для команд настраивать дорожный просвет, высоту электромобиля и другие настойки подвески. Это всё необходимо даже не столько для самих гонок, а для адаптации машин к кочковатым условиям каждой конкретной городской трассы.

  • Двойные стальные дуги, сдвоенные демпферы массы, торсионная подвеска спереди и пружинная подвеска сзади.
  • Настраиваемая высота кузова
  • Двусторонние (спереди) / четырёхсторонние (сзади) настраиваемые демпферы Koni
  • Полное соответствие стандартам безопасности ФИА согласно краш-тестам спереди, сзади, с обоих боков и со стороны рулевой колонки
  • Прохождение краш-тестов монокока, передней и задней структур безопасности.
  • Противоударная ячейка обеспечения безопасности гонщика, защищающая от проникновения внутрь кокпита, защитные панели
  • Тросы, удерживающие колёса от обрыва при столкновении
  • Система пожаротушения (управляется автоматически).
к оглавлению ↑

Безопасность в Spark-Renault (болид Формулы Е)

Огромное внимание уделено безопасности автомобилей Формула Е. Полное соответствие всем жёстким требованиям ФИА, иначе и быть не может.

  • Полное соответствие стандартам безопасности ФИА согласно краш-тестам спереди, сзади, с обоих боков и со стороны рулевой колонки
  • Прохождение краш-тестов монокока, передней и задней структур безопасности.
  • Противоударная ячейка обеспечения безопасности гонщика, защищающая от проникновения внутрь кокпита, защитные панели
  • Тросы, удерживающие колёса от обрыва при столкновении
  • Система пожаротушения (управляется автоматически).
к оглавлению ↑

Создатели электромобиля Формулы Е

Renault - объединение элементов в единое целое

Общий надзор за интеграцией всех отдельных систем в единое целое занимался технический партнёр чемпионата: концерн Renault, лидер в области производства электромобилей и эксперт в автоспорте благодаря подразделениям компании - Renault Sport Technologies и Renault Sport F1.

Dallara - шасси, монокок, аэродинамические элементы и другие узлы корпуса

Итальянская фирма Dallara, которая работает в автомобильном спорте и бизнесе уже более 40 лет, собрала шасси, монокок, аэродинамические элементы и другие узлы корпуса электромобиля SRT_01. Шасси, созданное из углеволокна и алюминия, обладает двумя замечательными характеристиками: во-первых, оно невероятно лёгкое, а во вторых - столь же невероятно прочное и полностью удовлетворяет требованиям FIA по краш-тестам в 2014 году. Это все те же требования, что и для болидов Формулы 1.

McLaren Electronics Systems - электродвигатель и другая электроника

Созданием силовой установки (электродвигателя) и другой электроники занималась компания McLaren Electronics Systems - мировой лидер в области высокопроизводительных технологий для автоспорта.

Williams - электрические батареи

Не осталась без дела и другая легендарная команда Ф1 - Williams. Её подразделение - Williams Advanced Engineering, создало и поставило для чемпионата комплекты электрических батарей, способных запитать двигатель до мощности 200 киловатт - эквивалент 270 л.с.

Hewland - коробка передач

Колёса связаны с двигателем посредством секвентальной коробки передач разработки Hewland. Благодара фиксированным соотношениям передач, цену коробок удалось значительно снизить.

Michelin - шины

18-дюймовые шины, созданные специально и исключительно для нужд Формулы Е, созданы официальным поставщиком и партнёром чемпионата - Michelin. Интересно, что эти шины одинаково хорошо ведут себя и в сухих, и в дождевых условиях.

к оглавлению ↑

История появления болида (мультик):

Историю появления болида Формулы Е смотрите в нарисованном мультике: