Лонг Бич. История гонок на городской трассе
40 лет улицы города Лонг Бич (Long Beach) содрогались от рёва моторов гоночных болидов. Здесь громыхали монструозные машины серии "без ограничений" Ф5000, проходили гонки Формулы 1, ездили машины IndyCar многих-многих поколений. Все эти гонки объединяло место проведения и название – Гран-при Лонг Бич.
Жизнь в Лонг Бич была скучна до 1970 годов, пока в городе не появился турагент и большой поклонник автоспорта Крис Пук (Chris Pook). Этот человек загорелся идеей проведения здесь крупного городского гоночного события. Соседние гламурные мегаполисы время от времени принимали гонки на своих улицах – Лос-Анжелес, Сан-Диего, Куин Мэри. А "Длинный пляж" (так переводится название американского города, креативный перевод "длинноногая самка собаки" неверен, пусть и созвучен!) был лишь точкой на карте, не более.
к оглавлению ↑Первые гонки в Лонг Бич: Ф1 и Ф5000
Первая гонка на городской трассе Лонг Бич прошла в 1975 году. Это был этап знаменитой серии Формула 5000, где число "5000" означает кубатуру двигателя V8. Те болиды были едва ли не самыми мощными "формулами" за всю историю мирового автоспорта. Очень жаль, что этот чемпионат слабовато освещён не только в Рунете, но и на других просторах Сети. Вкратце об этих монстроформулах можно почитать в статье "Формула 5000: чемпионат-призрак".
Первым победителем Гран-при Лонг Бич стал в 1975 году Брайан Редман (Brian Redman), трёхкратный чемпион этой серии. А всего шесть месяцев спустя в Лонг Бич приехала Формула 1. Победу одержал Клей Регаццони из Ferrari.
Годом спустя первым американцем, завоевавшим победу на домашнем Гран-при Формулы 1, стал Марио Андретти. ГП Лонг Бич он выиграл за рулём болида Lotus. Позже кубок победителя здесь получали Карлос Ройтеманн, Жиль Вильнёв, Нельсон Пике (старший, конечно – хотя у его сына есть все шансы сделать то же самое в ЭлектроФормуле), Алан Джонс, Ники Лауда и Джон Уотсон.
к оглавлению ↑Краткий список знаменитых чемпионатов, приезжавших в Лонг-Бич:
- 1975, дебютный год: Формула 5000;
- c 1976 по 1983: Гран-при США-Запад, чемпионат мира класса Ф1;
- c 1984 по 2008: американские "формулы" высшего уровня, как бы они ни назывались – ИндиКары, КАРТы, ЧампКары.
- с 2009 и каждый год в Лонг-Бич приезжает серия IndyCar
- с 2015 года в Лонг-Бич проводится э-При Формулы Е, первого чемпионата гоночных электромобилей.
Некоторые любопытные факты о Формуле 1 в Лонг-Бич. Победа Джона Уотсона в 1983 году и поныне остаётся рекордной. Дело в том, что ни до Уотсона, ни после него никому не удавалось выиграть Гран-при Формулы 1 со столь низкой стартовой позиции: пилот стартовал лишь с 22 места.
Джон Уотсон очень рад, что в Лонг Бич приедет новый электромобильный чемпионат: "Не могу подобрать другого столь же подходящего места для гонки Формула Е. Близость к Лос-Анджелесу, Голливуду и всем местным достопримечательностям, звёздам и гламуру, солнечные улицы – не-е-е-т, ничего лучше точно не найти.
Здесь настоящий автодром, пусть и городского типа. По ходу уик-энда скользкие улицы обрезиниваются всё больше, что позволяет повышать скорость. Мне очень нравилось выступать здесь, лавируя между стенами. Нужно найти "свою" траекторию. Такую, чтобы твою машину несла вперёд сама трасса. Нужно искать последние сантиметры до стен, не задевая их ни в коем случае".
к оглавлению ↑Лонг Бич после Ф1
Последний этап чемпионата мира прошёл здесь в 1983 году. Несмотря на толпы зрителей, политическая борьба за кулисами спорта сделала своё гнусное дело. С 1984 года здесь проходил этап серии CART. Первым победителем этой серии стал Марио Андретти, а затем он повторил это достижение ещё 2 раза – в 1985 и 1987 годах. Но и в 1986 году победителем гран-при Лонг-Бич стал гонщик по фамилии Андретти – шампанское досталось сыну Марио, Майклу. Тому самому, который сейчас владеет командой Andretti в Формуле Е.
Но в эпоху серии CART в Лонг-Бич доминировал другой пилот. Никто другой так и не смог сравниться с ним. Речь идёт о легендарным гонщике по имени Эл Анзер-младший (Al Unser Jr) – четырёхкратным победителем Indy-500. На верхнюю ступень местного подиума Эл Анзер поднимался невероятные 7 раз: с 1988 по 1995 годы. Также шампанское тут пили:
- незабвенный Хуан-Пабло Монтойя (а не придёт ли JPM в Формулу Е хотя бы на 1 этап?);
- 3 раза – Себастьен Бурдэ, который грозился придти в ЭлектроФормулу и даже участвовал Сброде Клубе Пилотов – там, кстати, много интересных гонщиков было;
- в 2005 году здесь победила сама Катерина Легг – экс- (или будущая?) пилотесса команды Amlin Aguri из Формулы Е. Правда, в молодёжной Формуле Атлантик, но всё же;
- в 2008 году в том же чемпионате тут победила Симона де Сильвестро – девушка, чьё имя всё чаще связывают с ЭлектроФормулой. Недавно она каталась на гоночном электромобиле. Да так, что после её покатушек глубоко впечатлённые власти Швейцарии отменили запрет на проведение гонок в своей стране;
- в 2013 году в серии Индикар здесь одержал победу Такума Сато, который выступил в сентябре и в Формуле Е.
После объединения серии Champ Car с чемпионатом IRL в конце 2008 года, город Лонг Бич стал частью нынешней простой и понятной гоночной "формулы" IndyCar. Первым победителем объединённого чемпионата стал нынешний телекомментатор Формулы Е Дарио Франкитти (кстати, рекомендуем статью Дарио "Кто есть кто в Формуле Е", где он подробно размышляет о каждом гонщике и команде нашего чемпионата).
к оглавлению ↑Трасса Лонг Бич и изменения её конфигурации
Лонг Бич считается самой длинной городской трассой в США, однако конфигурация этого временного автодрома менялась множество раз. Единственным неизменным участком была стартовая прямая на шоссе Shoreline Drive.
Первоначальная разметка Лонг Бич не изменялась с 1975 до конца 1981 года. В 1982 году гонщики попали на почти новый автодром. Ещё более крупные изменения произошли годом спустя – из конфигурации убрали шикарную заднюю прямую Океанского Бульвара, зато включили отрезок Seaside Way, который входит в состав городского автодрома Лонг Бич и сегодня.
Подробнее о конфигурации Лонг-Бич для Формулы Е читайте здесь – на той же странице есть и подробный комментарий от Жиля де Феррана, известного гонщика в отставке, а по совместительству – посла Формулы Е.
Этап Формулы Е пройдёт по укороченной версии трассы. Убрана секция Marina, вместо неё машины завернут направо на участок Tecate. Но все остальные участки остались без изменений.