Позорные шины Формулы Е: «Это не баг, это фича»

Автогонки – это слики: аксиома. Слики – это шины такие, без рисунка протектора, без канавок – с плоской поверхностью. Такие шины используются в большинстве гоночных чемпионатов топ-уровня. Считается, что по мокрой трассе у них никакая управляемость (правда), зато посуху выше скорость (не совсем, но есть другие плюсы вместо чистых км/ч). На самом деле, у сликов большая площадь пятна контакта шины с дорогой – а это больше сохранности, меньше износа, выше скорость: но лишь на сухих трассах. В дождевых условиях слики неприменимы: обеспечено аквапланирование и мгновенный вылет с трассы.

В Формуле Е слики не используются, и это почти стыдно для чемпионата высокого уровня. Организаторы серии недавно решили оправдаться в выборе одинаковых всепогодных 18-дюймовых шин Michelin. Оправдания опубликованы в стиле "это мы специально так, потому что так даже круче". Получился весёлый маразм – что ж, зато чемпионат всё же хороший!

Перевод наш, оригинал текста - с официального сайта, пометки переводчика выделены курсивом.

***

Итак, среди самых популярных вопросов про Формулу Е: "Почему вы не используете традиционные для автоспорта шины-слики?".

Что ж, это правда. При использовании сликов в ЭлектроФормуле, времена моментально, почти бесплатно и безболезненно снизились бы на 2-3 секунды с круга (а это много, даже очень!). При этом – чемпионат сознательно отказался от их применения в пользу шин с протектором. Причина – в философии чемпионата, которая распространяется и на столь важный компонент гонок, как шины.

Хотя особо глубокие сведения об "электрических шинах" Michelin Pilot Sport EV не слишком доступны, для непрофессионального понимания их концепции достаточно следующих сведений.

Электромобилям требуется более высокая эффективность – имеется в виду минимизация аэродинамического сопротивления конструкции машины, а также уменьшение силы трения качения (работа шин). [Угу, будто другим машинам это не нужно].

Низкопрофильные 18-дюймовые шины более эффективные, чем их 13-дюймовые собратья, которые ныне используются в Ф1 и во многих других формульных сериях. Более того, наработки, которые инженеры получили при создании 18-дюймовых шин, проще перенести на "гражданскую" резину для обычных машин. [Как вообще можно говорить о прямом переносе технологий широченных гоночных шин на рядовые машины?].

Водители дорожных автомобилей, в отличие от гонщиков, не останавливаются для смены шин, когда начинается дождь. [Дорожные автомобили на то и дорожные, что не гоночные. Да и смена самих машин на середине дистанции – крайне редкая практика у автомобилистов, не так ли? Гонки – это гонки, обычные машины – это обычные машины. Странная отмазка].

Благодаря использованию шин с рисунком протектора, болидам Формулы Е также не нужно останавливаться для замены резины во время дождя [не будем вспоминать, что на середине гонки происходит смена не просто колёс, а всего электромобиля, да?].

Транспортировка сотни шин на тысячекилометровые расстояния по всей планете для каждого этапа Формулы Е – непозволительная роскошь, если задуматься о ненужности этого груза и сопутствующих выбросах CO2. А ведь Формула Е изначально создавалась для категорического уменьшения вредных выхлопов в атмосферу. [Ха, как будто транспортировка болидов и многотонного оборудования по всей планете не приводит к загрязнению атмосферы. Впрочем, логистический партнёр серии, компания DHL, действительно стремится осуществлять транспортировку наиболее "зелёными" методами].

Первые два сезона шины Michelin для Формулы E работали безотказно. Не было ни единого прокола: замена резины требовалась лишь при структурных трещинах ободов и дисков, плюс ещё в редчайших случаях изменения погоды. Гонщики довольны этим. Но автоспорт эволюционирует постоянно. Перед шинниками Michelin была поставлена задача ещё улучшить качество своей продукции.

Используя собранные данные за первые 2 сезона, инженеры Michelin Motorsport создали новую модель резины для сезона 2016/17: EV2. Полученные результаты? Уменьшение силы трения качения на 16%. Говоря проще, сэкономленного количества энергии достаточно, чтобы пилоты могли проезжать на целый круг больше при тех же энергозатратах.

Руководитель программы Michelin в Формуле Е Серж Гризин (Serge Grisin): "Цель нашей работы была в увеличении энергоэффективности шин. Благодаря использованию новейших технологий мы добились уменьшения трения качения при том же уровне производительности. Скорость не изменилась, зато для её достижения теперь требуется меньше ватт".

Помимо более эффективной работы, новые шины стали легче. Масса каждой передней шины уменьшена на 1,1 кг, а задних – на 1,4 кг. Итоги – каждый болид весит на 5 кг меньше. Более того, уменьшение массы 40 болидов (а это на 2,5 тонны ниже, чем год назад) Формулы Е автоматически приводит к уменьшению вредных выхлопов в атмосферу.

***

Что имеем в сухом остатке? Скорость болидов за 2 прошедших года увеличена примерно на секунду с круга – здорово, но маловато (ведь скорость и так находится где-то на уровне "школьной" Формулы Форд). Используя слики без протектора, можно было бы снизить ещё 2-3 секунды на каждом круге, а это уже более высокий гоночный уровень. Вместо этого организаторы отмазываются экологией (угу, теперь приходится перевозить на целых 2500 килограмм меньше груза – при его общей массе далеко за 200-300 тонн).

Читайте также:

Увеличена дистанция, которую болид способен проехать на одном заряде? Приятное достижение, но в э-При Гонконга мы этого толком не видели.

Да, прогресс в Формуле Е не застопроился, но идёт он в каком-то странном направлении. Даёшь слики в ЭлектроФормулу!