Болид сезона 2014-15
- Гоночный болид-электромобиль Spark-Renault SRT_01E, обзор
- Расшифруем название Spark-Renault SRT_01E
- Конструкция электромобиля Формулы Е
- Аэродинамика
- Физические характеристики болида
- Мощность SRT_01E
- Скоростные характеристики электроболида SRT_01E
- Двигатель Формулы Е
- Аккумуляторы в Формуле Е
- RESS - перезаряжаемая система хранения энергии
- Шасси
- Тормозная система
- Колёса и шины
- Электроника болида Spark SRT_01E
- Настраиваемая подвеска автомобилей класса Формула Е
- Безопасность в Spark-Renault (болид Формулы Е)
- Создатели электромобиля Формулы Е
- История появления болида (мультик):
В первый сезон командам было разрешено использовать исключительно однотипные автомобили Spark-Renault SRT_01E, одинаковые для каждой команды.
к оглавлению ↑Гоночный болид-электромобиль Spark-Renault SRT_01E, обзор
Автомобиль, который используется в Формуле Е в первый сезон (2014-2015), называется Spark-Renault SRT-01E. Это полностью электрическая машина, т.е. движется она исключительно благодаря электроэнергии. Используя передовые технологии, автомобиль SRT_01E с нулевым уровнем выхлопа в атмосферу должен расширить границы того, что сейчас доступно для электро-автоспорта. В то же время, он создан по принципу компромисса: здоровый баланс между стоимостью и эффективностью. Также машина создавалась с оглядкой на гонки по временным городским трассам, а не по стационарным автодромам.
Болид в деталях:
Звук болида-электромобиля Формулы Е:
Звук болида из кокпита пилота:
к оглавлению ↑Расшифруем название Spark-Renault SRT_01E
В названии болида Формулы Е два имени собственных - Spark и Renault. Первая часть, "Spark" - напоминание о новой французской компании "Spark Racing Technology", которая управляется Фредериком Вассером совместно с консорциумом нескольких лидеров мирового автоспорта. Именно эти люди создали автомобиль в его нынешнем виде.
Вторая часть названия, "Renault", в представлении не нуждается - это дань уважения концерну Рено за интеграцию и сборку в единое целое всех отдельных компонентов электромобиля.
Аббревиатура SRT расшифровывается просто: Spark Racing Technology, предприятие-создатель машины.
Нижнее тире между буквами и цифрами _01 - дань моде смартфонного поколения, ведь сейчас просто поставить пробел - некошерно, а нижнее тире - самое то, чтобы подчеркнуть приверженность соцсетям, твиттеру и нашим интернетам.
Наконец, индекс 01 обозначает первую модель Формулы Е. Первую омологированную, скажем так - ведь был ещё и бело-синий прототип с "топорными" обводами корпуса. Но он оказался не в счёт.
Заключительная буква E вызвала в редакции сайта ElectroFormula.ru споры. Как её переводить? Латинская "E" (electricity) или русская "Э" (электричество)? Впрочем, сути это не меняет: это обозначение электромобиля.
к оглавлению ↑Конструкция электромобиля Формулы Е
Аэродинамика
Аэродинамика рассчитана на обгонные маневры. Воздушный поток от идущего впереди автомобиля не только не помешает догоняющему обогнать, но и создаст для этого оптимальные условия: разрежённый воздух, меньшее сопротивление, возможность слип-стрима.
Физические характеристики болида
- Длина: 5000 мм (максимальная)
- Ширина: 1800 мм (максимальная)
- Высота: 1250 мм (максимальная)
- Ширина колеи: 1300 мм (минимальная)
- Просвет: 75 мм от дорожного полотна (максимум)
- Масса: 880 кг (включая пилота и аккумуляторы)
- Масса электрических батарей: 200 кг
В конструкции болида преимущественно используются композитные материалы. В то же время, наиболее дорогие виды углеволокна применяются лишь для отдельных узлов, чтобы снизить стоимость электромобиля.
к оглавлению ↑Мощность SRT_01E
- Максимальная мощность: 170 киловатт (или 240 л.с.), ограничена искусственно. Речь идёт о квалификационной конфигурации машины, когда она наиболее быстра. Со второго сезона мощность увеличена до 190 кВт.
- Гоночный режим: 133 кВт (или 180 л.с.) (энергосберегающий). Во втором сезоне - 150 кВт
- Дополнительная мощность для обгонов: 67 кВт (90 л.с.). Режим "Push-to-Pass" разрешается использовать несколько раз за гонку. Изначально планировалось, что этот режим будет доступен каждому гонщику. Однако сейчас его трансформировали в FanBoost - систему голосования болельщиков за любимых гонщиков через интернет. Тройка наиболее популярных пилотов получает право на использование дополнительной мощности.
Максимальная мощность автомобиля доступна пилотам лишь во время практики и квалификационных сессий. Во время гонки используется другой, энергосберегающий режим. Впрочем, время от времени мощность будет прибавляться и в гонке, чтобы облегчить обгоны. Количество энергии, рекуперируемой при помощи тормозной системы, ограничено величиной 30 кВт*ч..
к оглавлению ↑Скоростные характеристики электроболида SRT_01E
- Максимальная скорость: 225 км/ч (искусственное ограничение со стороны ФИА)
- Ускорение: 0-100 км/ч - 2,9 секунды, ограничено ФИА.
Представленные характеристики были подтверждены ФИА лишь в августе 2014 года, до этого они были приблизительными. Да и не особо они и важны. Скажем, параметр разгона в гоночных автомобилях лучше считать не от нуля до сотни, где все спорткары примерно равны, а от 100 до 200 км/ч.
к оглавлению ↑Двигатель Формулы Е
- Электродвигатели (а точнее - узлы MGU, motor generator unit) созданы компанией McLaren;
- На каждом автомобиле SRT_01E установлено по два MGU;
- Привод двигателя осуществляется исключительно на заднюю ось автомобиля;
- Использование систем наподобие трекшн-контроля запрещено;
Секвентальная (последовательная) коробка переключения скоростей производства компании Hewland.
Аккумуляторы в Формуле Е
Точнее - тяговые аккумуляторные батареи. Тяговыми они называются потому, что служат единственным источником энергии для движения электромобиля. Это не просто аккумуляторы, а довольно умное устройство. Одна из его задач - аккумулировать вновь генерируемую энергию, которая рекуперируется благодаря системе торможения. Очень похожая система используется в Ф1 уже несколько лет - это KERS (а ныне - ERS). При торможении любой автомобиль выделяет весьма значительное количество энергии, которое тратится едва ли не впустую. А ведь эту силу можно аккумулировать, преобразовывая её в электричество и заряжая аккумулятор. Именно так работает аккумулятор в болидах Формулы Е - полностью этот узел называется "Перезаряжаемая система хранения энергии" (Rechargeable Energy Storage System) или RESS. Отсюда энергия идёт в электрическую сеть автомобиля, а уж оттуда - и в электродвигатели. Вообще любая батарея на борту болида подключена в единую энергетическую сеть.
Наша статья об аккумуляторах Williams, расскажет более подробно об устройстве тяговых батарей.
к оглавлению ↑RESS - перезаряжаемая система хранения энергии
Под этими четырьмя буквами скрывается перезаряжаемая система, приводящая автомобиль в движение. Система RESS, удовлетворяющая требованиям Формулы Е, должна быть такой:
- Создана исключительно по техническим спецификациям FIA
- Максимальная масса ячеек батареи и/или конденсатора RESS не должна превышать 200 кг
- Все аккумуляторные ячейки должны быть сертифицированы согласно по меньшей мере минимальным стандартам транспортировки ООН
- Шасси / капсула безопасности: карбоновая /алюминиевая ячеистая структура, произведённая фирмой Dallara
- Передние и задние крылья: карбоновая структура, созданная также фирмой Dallara
- Корпус: карбоновая и кевларовая ячеистая структура, производство Dallara
Шасси
- Шасси / капсула безопасности: карбоновая /алюминиевая ячеистая структура, произведённая фирмой Dallara
- Передние и задние крылья: карбоновая структура, созданная также фирмой Dallara
- Корпус: карбоновая и кевларовая ячеистая структура, производство Dallara
Тормозная система
Две отдельные гидравлические системы, приводящие в действие тормозной механизм при нажатии на одну педаль. Материал тормозов - любой по выбору команд.
Колёса и шины
Уникальные 18-дюймовые шины с протектором производства Michelin. Одинаковые шины используются как в сухую погоду, так и при дождевых условиях. Диски: O.Z. Racing Magnesium. Максимальная ширина спереди: 260 мм, сзади: 305 мм. Максимальный диаметр: спереди - 650 мм / сзади - 690 мм.
Электроника болида Spark SRT_01E
- Блок управления двигателем (ECU) производства компании McLaren Electronics
- Узел управления электроэнергией
- Сбор данных по шине CAN
- Система управления режимами гонки для нужд маршалов FIA
- Антенна-маяк
Телеметрия в Формуле Е запрещена.
Настраиваемая подвеска автомобилей класса Формула Е
Большие возможности для команд настраивать дорожный просвет, высоту электромобиля и другие настойки подвески. Это всё необходимо даже не столько для самих гонок, а для адаптации машин к кочковатым условиям каждой конкретной городской трассы.
- Двойные стальные дуги, сдвоенные демпферы массы, торсионная подвеска спереди и пружинная подвеска сзади.
- Настраиваемая высота кузова
- Двусторонние (спереди) / четырёхсторонние (сзади) настраиваемые демпферы Koni
- Полное соответствие стандартам безопасности ФИА согласно краш-тестам спереди, сзади, с обоих боков и со стороны рулевой колонки
- Прохождение краш-тестов монокока, передней и задней структур безопасности.
- Противоударная ячейка обеспечения безопасности гонщика, защищающая от проникновения внутрь кокпита, защитные панели
- Тросы, удерживающие колёса от обрыва при столкновении
- Система пожаротушения (управляется автоматически).
Безопасность в Spark-Renault (болид Формулы Е)
Огромное внимание уделено безопасности автомобилей Формула Е. Полное соответствие всем жёстким требованиям ФИА, иначе и быть не может.
- Полное соответствие стандартам безопасности ФИА согласно краш-тестам спереди, сзади, с обоих боков и со стороны рулевой колонки
- Прохождение краш-тестов монокока, передней и задней структур безопасности.
- Противоударная ячейка обеспечения безопасности гонщика, защищающая от проникновения внутрь кокпита, защитные панели
- Тросы, удерживающие колёса от обрыва при столкновении
- Система пожаротушения (управляется автоматически).
Создатели электромобиля Формулы Е
Renault - объединение элементов в единое целое
Общий надзор за интеграцией всех отдельных систем в единое целое занимался технический партнёр чемпионата: концерн Renault, лидер в области производства электромобилей и эксперт в автоспорте благодаря подразделениям компании - Renault Sport Technologies и Renault Sport F1.
Dallara - шасси, монокок, аэродинамические элементы и другие узлы корпуса
Итальянская фирма Dallara, которая работает в автомобильном спорте и бизнесе уже более 40 лет, собрала шасси, монокок, аэродинамические элементы и другие узлы корпуса электромобиля SRT_01. Шасси, созданное из углеволокна и алюминия, обладает двумя замечательными характеристиками: во-первых, оно невероятно лёгкое, а во вторых - столь же невероятно прочное и полностью удовлетворяет требованиям FIA по краш-тестам в 2014 году. Это все те же требования, что и для болидов Формулы 1.
McLaren Electronics Systems - электродвигатель и другая электроника
Созданием силовой установки (электродвигателя) и другой электроники занималась компания McLaren Electronics Systems - мировой лидер в области высокопроизводительных технологий для автоспорта.
Williams - электрические батареи
Не осталась без дела и другая легендарная команда Ф1 - Williams. Её подразделение - Williams Advanced Engineering, создало и поставило для чемпионата комплекты электрических батарей, способных запитать двигатель до мощности 200 киловатт - эквивалент 270 л.с.
Hewland - коробка передач
Колёса связаны с двигателем посредством секвентальной коробки передач разработки Hewland. Благодара фиксированным соотношениям передач, цену коробок удалось значительно снизить.
Michelin - шины
18-дюймовые шины, созданные специально и исключительно для нужд Формулы Е, созданы официальным поставщиком и партнёром чемпионата - Michelin. Интересно, что эти шины одинаково хорошо ведут себя и в сухих, и в дождевых условиях.
к оглавлению ↑История появления болида (мультик):
Историю появления болида Формулы Е смотрите в нарисованном мультике: