Смена машин на пит-стопах — не изобретение Формулы Е
Формула Е - далеко не первые автогонки, где пилоты меняют машину во время пит-стопа.
Когда Лукас ди Грасси пересёк финишную черту в первой гонке Формулы Е, он стал первым гонщиком за последние 70 лет, который одержал победу при использовании двух машин на дистанции. По крайней мере, в гонках международного уровня и в болидах "формульного" класса.
В 2014 году смена гонщиком автомобилей на середине дистанции во время пит-стопа - уникальная ситуация для автоспорта и применяется лишь в Формуле Е. Но сама концепция использования двух и более машин для прохождения гоночной дистанции почти так же стара, как и сам автоспорт...
к оглавлению ↑Формула 1, 50-60 годы
... Толпа затаила дыхание на протяжении 20 кругов. Потом всю трассу потряс коллективный выдох разочарования: болид лидера Стирлинга Мосса заглох на стартово-финишной прямой автодрома Эйнтри.
Мечта Стирлинга Мосса выиграть британский Гран-при за рулём британского автомобиля сдерживала его карьеру с самого начала. Казалось, так произошло и в этот раз, на Гран-при Великобритании 1957 года. Но Мосс - не из тех, кто сдаётся.
Стирлинг Мосс каким-то образом доковылял на поломанной машине до пит-лейн, механики что-то постарались сделать, но пользы это не принесло: машина вновь едва доехала до боксов. Ещё один пит-стоп: мечта британца, как казалось зрителям, ускользает и на этот раз. Однако это было начала плана Б.
Напарник Мосса по команде Vanwall Тони Брукс в те дни лечился в после серьёзных травм, полученных в Ле Мане. Достаточно выздоровев для того, чтобы выйти на старт, он успешно квалифицировался на первом ряду. Только силы и выносливости травмированному пилоту явно не хватало на все 90 запланированных кругов. Он постепенно терял позицию за позицией, но всё же продолжал вести свой болид.
После 25 кругов Тони Брукса зазвали на пит-лейн. Механики вытащили его из кокпита, ведь у самого Тони уже не оставалось сил. В этот же момент Мосс запрыгнул внутрь болида. Смена пилотов в машине заняла лишь 13 секунд, а Мосс продолжил борьбу с 9 места. К 69 кругу он был уже на третьей позиции. В этот момент на лидирующей Maserati взорвался двигатель, а колёса преследующей её Ferrari проехались по обломкам: сход для итальянской "конюшни".
Мосс и Брукс в том Гран-при Великобритании разделили на двоих и победу, и зачётные очки. И никто не возражал против использования для этой цели двух болидов.
Когда-то смена машины пилотом на середине дистанции считалась в гонках Гран-при нормой. Описанный случай в чемпионате 1957 года - третий из ряда победы пилота со сменой болидов на дистанции. И последний, кстати. Такая практика была запрещена с 1958 года - жаль, ведь зачастую замена болидов предполагала необычные и интересные ситуации.
к оглавлению ↑Даже Хуан-Мануэль Фанхио менял машины в гонках
Возьмём, к примеру, Гран-при Аргентины 1955 года. Гонка проходила в жарких, изнуряющих условиях (52 градуса на асфальте). Победитель Хуан-Мануэль Фанхио рассказывал потом, что большую часть гонки он мечтал о том, чтобы по пояс погрузиться в снег. Он был одним из лишь двух гонщиков в той гонке, которые самостоятельно проехали всю дистанцию от старта до клетчатого флага.
А преследователям Мерседеса Фанхио, команде Ferrari, понадобилось три гонщика для каждой машины, чтобы закончить ту гонку. Вторым (и третьим одновременно) финишировал Морис Тринтиньян, заработав 3,33 очка. А бедолага Гарри Шелл, который также управлял Maserati всю дистанцию, так не заработал ни одного очка.
Был в Формуле 1 ещё такой человек по имени Дорино Серафини. Он так и остался единственным гонщиком за всю историю Ф1, которому удалось заработать подиум в первом и единственном Гран-при, где он выступал. Так произошло в Монце в 1950 году, когда лидер команды Альберто Аскари передал ему свою Ferrari на заключительные 33 круга.
к оглавлению ↑За 25 лет до Ф1
Гран-при Франции 1925 года проходил задолго до начала эры Формулы 1. Местная команда Delage одержала в той гонке убедительную победу-дубль (гонщики этой команды приехали первым и вторым). Но для такого сокрушительного результата на тех машинах выступили сразу четверо пилотов.
В середине той гонки машина Alfa Romeo с Антонио Аскари за рулём попала в аварию со смертельным для пилота исходом. Болиды Delage полностью контролировали оставшуюся часть той 9-часовой гонки, а в качестве меры предосторожности команда меняла гонщиков на дистанции, позволив сошедшим в начале пилотам. Так свой второй шанс получил Альберт Диво, чья машина сломалась ещё на первых кругах.
Эту же тактику применили в Delage и на следующий, 1926 год. Только на этот раз у них не было времени. Их новый автомобиль был быстрым, но двигатель и выхлоп были устроены таким образом, что обувь пилотов буквально прожаривалась во время заезда.
Хотя Роберт Сенешал сражался за лидерство в британском Гран-при, он смог выдержать лишь часть дистанции, и сразу же после схода запрыгнул в ванну с холодной водой. Его место занял Луи Вагнер, чья машина загорелась и сошла ещё раньше. Луи удалось выиграть, хотя он и Роберт ещё несколько раз менялись местами за рулём машины.
к оглавлению ↑За 15 лет до Ф1
Итальянская гонка Coppa Ciano хотя и не имела статуса Гран-при, но за исключением своего названия полностью соответствовала стандартам недавно возрождённого чемпионата Европы. В ней участвовали топ-команды того времени, включая доминирующих немцев из Mercedes-Benz и Auto Union.
Сердца итальянских тиффози замерли, когда на обочине застрял болид их соотечественника Тацио Нуволари из-за поломки коробки передач сразу после старта. Взбешённый и угрожающий покинуть команду, если ему не предоставят другой болид сию секунду, Тацио согласился сесть за руль другой машины: старой, менее мощной, но более надёжной, с 8-цилиндровым двигателем вместо капризного V12. На этой старушке Нуволари быстро догнал соперников на узких улицах города Ливорно и одержал разгромную победу.
к оглавлению ↑Смена машин в IndyCar
Величайшая гонка Америки, "500 миль Индианаполиса", которая до 1960 года входила в состав чемпионата мира, многие годы сохраняла традицию смены пилотов прямо в гонке. Существовал даже термин для таких сменщиков - "гонщики на подмоге". Некоторые из них специально ждали момента, когда основной пилот устанет или сойдёт. Другие полноценно участвовали в гонке, но уже сошли к моменту замены. Как правило, этим пилотам доверяли не так сильно, позволяя проехать лишь по нескольку кругов. Но иногда "гонщики на подмоге" играли ключевую роль в Индианаполсе.
Даже самый первый победитель "Старой кирпичницы", Рэй Харроун воспользовался услугами помощника в 1911 году. Имя второго пилота, который проехал 35 кругов вместо победителя - Сайрус Патчке (Cyrus Patschke), но ни в одном документе он не значился победителем. Впрочем, дважды вспомогательные гонщики всё же были классифицированы в протоколах.
к оглавлению ↑Наши дни: Формула Е
Формат гонок Формула Е подразумевает обязательную смену болида на дистанции. Ёмкости батареи не хватит, чтобы проехать часовую гонку на приличных скоростях. Что мешает менять аккумулятор? Правила безопасности и конструкция самого электромобиля: чтобы снять батарею, нужно сначала разобрать ячейку безопасности, а это дело не одной-двух минут.
В будущем аккумуляторы обязательно достигнут более высокой ёмкости и когда-нибудь мы обязательно увидим гонки Формулы Е, где электромобиль способен проехать всю дистанцию без необходимости его замены. Возможно, ещё раньше инженеры всё же внедрят в Формулу Е технологию беспроводной подзарядки аккумуляторов. Это вполне реальная и серийная разработка фирмы Qualcomm, которая не выглядит фантастикой при сравнении, скажем, с технологией заряда от водорослей - этот источник энергии уже работает в чемпионате.
А сейчас Формула Е возвращает такую необычную и интересную процедуру, как замена машины в гонке. И если она не нравится некоторым болельщикам, то им следует заглянуть в историю автоспорта и вспомнить, что даже для титанов вроде Фанхио, Аскари и Мосса замена болида была почти нормой. Есть у Формулы Е и другие необычности, которые вначале кажутся сумасшедшими, но при более пристальном взгляде открываются в новом свете.