Формула Е за несколько часов до старта чемпионата
На вопросы журналистов отвечал Алехандро Агаг, руководитель серии Формула Е. Через несколько часов будет дан старт первой гонке дебютного сезона чемпионата электромобилей-формул. Это стало возможным благодаря именно этому человеку, его энтузиазму, опыту и связям. Год назад Агаг уже рассказывал о своём проекте, но за это время Формула Е продвинулась от шоукаров до первой полноценной гонки.
Вопрос: первая гонка Формулы Е стартует в Пекине уже через несколько часов. Всё готово? Осталось ли что-то доделать до гонки?
Алехандро Агаг: Не могу дождаться первой гонки! Мы работали два долгих-долгих года. Или два очень коротких года - всё зависит от точки зрения. Два года - маленький срок для того, чтобы основать такой чемпионат. Но сегодня нас ожидает момент истины. В течение этого года вплоть до августа мы испытывали и улучшали всё, что возможно. Были и пять дней тестов, и две симуляции гонки. Но это было в идеальных условиях, на базе нашей штаб-квартиры в Донингтоне. Думаю, серьёзных неприятностей не осталось. Вся техника была подвергнута "стресс-тесту", да и не только она - от машин до работы маршалов и судей. Шоу состоится, и оно будет фантастическим.
Вопрос: так почему вы заряжаете машины, а не аккумуляторы?
Алехандро Агаг: зарядка самих электромобилей вместо снятия аккумуляторов, их зарядки и дальнейшей установки - осознанное, продуманное решение. Мы так решили вместе с ФИА. Причины в области безопасности. А безопасность - на первом месте, без вариантов.
Важно помнить, что, хотя Формула Е - гоночный чемпионат, но ещё это и полигон для испытания электромобильных технологий. Технологиям нужно время, чтобы развиваться. Вспомните о мобильных телефонах, к примеру. Они прошли долгий путь эволюции от "кирпичей" до современных смартфонов. А компьютеры, эволюционировавшие до современных планшетов? У нас похожий путь. Мы уверены, что электромобилям нужно время для развития, а мы находимся лишь в самом начале эры электрических автогонок. И такое начало радует!
Сегодня наши батареи способны обеспечить 25-30 минут гоночного режима. Но технологии улучшаются, и по мере их развития нашей целью будет провести полную гонку на одном автомобиле, с использованием одного аккумулятора.
Вопрос: чем отличается Формула Е от других чемпионатов? Чем она поражает и восхищает?
Алехандро Агаг: я большой поклонник всех видов автоспорта, в особенности - Формулы 1 и GP2, где руководил командой. Формула E - другая. Абсолютно всё в нашем чемпионате - новое. Мы - пионеры. Мы бросаем вызов неизвестному - так начинается новая эра автоспорта.
Мы будем выступать на новых трассах - в центрах городов, а не на существующих автодромах. Мы создали полноценные гоночные электромобили с чистого листа, а начиная с 13 сентября в 10 городах мира будут гоняться по 40 таких электромобилей. Даже время проведения гонок - по субботам, и то очень необычная, беспрецедентная концепция.
А ещё мы объединяем социальные медиа и автоспорт так, как никогда не было раньше. Формула Е - сплав гонок и видеоигр. Болельщики смогут напрямую голосовать через свои социальные сети за любимых пилотов, чтобы напрямую влиять на происходящее в гонке.
Что касается экологии, то мы станем первым чемпионатом, чьи гонки не загрязняют окружающую среду. И, наконец, Формула Е создана с прицелом на новое, молодое поколение автоспортивных болельщиков. На поколение "эпохи смартфонов".
Вопрос: насколько сложно было привлечь элиту из мира гонщиков в новый вид автоспорта?
Алехандро Агаг: привлечение хороших гонщиков в самом начале стало серьёзным вызовом , потому что многие просто не знали - что такое Формула Е, о чём она. Самое главное - все хотели видеть машину.
Думаю, переломной точкой стал тот момент, когда машину протестировал Ярно Трулли - экс-пилот Формулы 1 со всемирно известным именем. Он был впечатлён увиденным. Также хочу отметить работу Хо-Пин Туна и Лукаса ди Грасси.
И ведь гонщикам нужно было не просто увидеть или пощупать машину. Они хотели знать, способна ли она гоняться по-настоящему, а не крутить пончики на шоу. Но мы справились. Это не демонстрация, это не представление. Это борьба колесо в колесо.
Вопрос: как насчёт звука электромобилей? Болельщики будут довольны?
Алехандро Агаг: у Формулы Е уникальный, футуристический и привлекательный звук. Думаю, что звук Формулы Е прекрасен. Так и должен звучать мощный электродвигатель. Это звук будущего автоспорта. Он достаточно громкий, чтобы понравиться болельщикам. Но, в то же время, достаточно тихий, чтобы мы могли выступать в центре городов без загрязнения звуковой среды.
Вопрос: Как будут подзаряжаться машины?
Алехандро Агаг: В некоторых городах мы будем заряжать их от существующей энергосистемы. Но мы должны всегда быть уверены, что это электричество добывается от возобновляемых источников энергии. В других местах мы будем использовать генераторы "Aquafuel", которые добывают энергию из глицерина. получаемого из морских водорослей. Это совершенно новая технология с минимальным уровнем выбросов, бездымовая и бесшумная. Также она наглядно показывает, что наш чемпионат относится к окружающей среде со всей ответственностью. И дело ведь не только в распространении электромобилей, но и в других сферах деятельности нашей серии.
Вопрос: какой будет Формула Е через 5 лет?
У Формулы Е есть 2 долгих пути: в географическом и в технологическом смыслах. С географической точки зрения мы хотим выступать во всём мире. В Африке, в Австралии или Новой Зеландии. Больше гонок в Азии и в Европе. Мы планируем ежегодно добавлять по 1-2 гонки, пока не расширим календарь до 16-18 этапов. И это объективные цифры. У нас много предложений из разных городов.
С технологической точки зрения: рост чемпионата придёт с приходом производителей, проектирующих и создающих электромобили. Мы поддерживаем связь с разными автопроизводителями. Начиная со следующего года мы бы хотели видеть новых производителей для наших болидов. Пусть даже речь пойдёт не о машине в целом, но о двигателях, аккумуляторах, электромоторах и т.д.
Мы хотим стать лидерами в распространении идей городского транспорта. Мы убеждены, что это достижимо при помощи спорта. Формула Е в нашем представлении - базовая площадка, полигон для развития и инноваций, которая будет адаптировать технологии для повседневных электромобилей. Вкратце: наша цель - сделать так, чтобы люди поверили в электромобили. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются электромобили - их имидж. Многие считают, что для них электромобиле не подходят. Или что они слишком медленные. Но люди не знают правды. И мы должны показать каждому, на что на самом деле способен электромобиль.