Прощай, легенда: ушел из жизни Ники Лауда

20 мая 2019 года в Швейцарии на 71-м году жизни скончался один из самых знаменитых автогонщиков — австрийский экс-пилот, трехкратный чемпион мира в классе «Формула-1» Ники Лауда. В последний год Лауда сильно болел и практически не появлялся на публике. После госпитализации в одну из клиник Вены в июле прошлого года, куда Лауда попал с подозрением на грипп, врачи диагностировали у бывшего автогонщика запущенную инфекцию. У Лауды развилась тяжелая форма пневмонии, приведшая к трансплантации обоих легких и затяжному реабилитационному периоду.

Казалось, что все уже позади, но тут возникли проблемы с почками, справиться с которыми организм бывшего чемпиона уже не смог. Ники Лауда скончался из-за остановки сердца во сне у себя дома, проведя последние дни жизни наедине с родными и близкими.

Лауду знали, как человека, не привыкшего считаться с мнением окружающих. Он мог быть бесцеремонен, имел неоднозначное чувство юмора и собственный стиль мышления, отличавший его от других. Не зря Лауду считали одним из самых расчетливых гонщиков, для которых на первом месте стояла собственная безопасность, а уже после нее — победный результат. Рассудительный и аккуратный, Лауда стремился к усовершенствованию технических характеристик болида, заставляя его работать на себя. Он провел в «Формуле-1» 13 сезонов, одержав 25 побед на различных этапах Гран-при.

Ники Лауда родился в 1949 году в Вене в семье успешного банкира, владельца бумажной индустрии Австрии. Отец рассчитывал, что сын продолжит семейное дело; никто в семье не воспринимал всерьез увлечение парня автоспортом. Когда Ники заявил о своем намерении стать гонщиком, отец наотрез отказался спонсировать эту затею. Ники действовал стремительно: не имея стабильного финансового дохода, в 22 года он взял в банке крупный кредит — гарантией послужила одна лишь его фамилия. На эти деньги Лауда купил себе место в команде March и в 1971 году дебютировал в Формуле-2.

Спустя два года амбициозный Ники взял еще один кредит для покупки места в команде «Формулы-1» BRM — именно там его заметили и предложили подписать контракт с Ferrari. С этого момента начался не только отсчет побед в карьере Лауды, но и выплата серьезных гонораров. Уже в 1975 году Ники Лауда завоевал свой первый титул чемпиона мира и уверенно шел ко второму, выиграв пять Гран-при из девяти.

Но в 1976 году случилось страшное: на гран-при Германии во время прохождения одной из самых сложных и опасных трасс — «Северной петли» Нюрбургринга — болид Лауды вылетел с трассы, врезался в ограждение и вспыхнул, как спичка. Оказавшиеся рядом другие участники гонки героически бросились на помощь Ники, но извлечь зажатого между обломками горящего болида Лауду удалось не сразу. Австриец получил сильные ожоги головы, а также серьезные повреждения легких, отравленных продуктами горения. Привезенный в больницу Лауда впал в кому. Надежды на то, что он выживет, у врачей было мало.

К слову, за три года до случившегося Лауда сам стал свидетелем подобной аварии на трассе во время проведения гран-при Голландии. Только в отличие от случая со спасением Лауды, в 1973 году все кончилось печально: помимо одного героя Дэвида Пюрли, никто из проезжавших мимо гонщиков не пришел на помощь Роджеру Уильямсону — пилоту загоревшейся машины. В том числе и сам Лауда, видевший, как горит болид с его соперником внутри. Машина с пожарными прибыла на место слишком поздно — Уильямсон сгорел заживо из-за равнодушия других гонщиков и самих организаторов. А Лауда, комментируя позже свое невмешательство в том числе, заявил, что «мне платят деньги за гонки, а не за остановки».

Лауда не только выжил, но и вернулся на трек спустя полтора месяца после аварии. С изуродованным шрамами лицом, почти полностью потерянным правым ухом и незажившими ожогами, с трудом надевая шлем, Лауда все же пришел к финишу четвертым, доказав, что не потерял свою форму. Как позже признавался сам Лауда, эта гонка далась ему очень тяжело, но столь поспешное возвращение к гонкам было обусловлено желанием сохранить и увеличить сокращавшийся с каждым днем нахождения Лауды вне трека отрыв от соперников. Особенно важно для Лауды было не уступить в гонках своему главному сопернику — британскому пилоту Джеймсу Ханту, игроку команды McLaren.

Противостояние этих двух легендарных автогонщиков легло в основу фильма «Гонка», вышедшего в 2013 году. Несмотря на то, что в фильме их представили чуть ли не как врагов, в жизни Хант и Лауда близко дружили. Во время финальной гонки в Японии, проходившей под проливным дождем, Лауда принял решение сойти с дистанции — не захотел рисковать жизнью. Чемпионский титул достался Ханту. Фанаты расценили поступок Лауды как трусость, его отношения с общественностью сильно испортились. Отношения гонщика с боссами Ferrari также разладились.

В 1979 году Лауда принял решение об окончании гоночной карьеры. Он вернулся в Австрию, где основал собственную небольшую авиакомпанию Lauda Air. Бизнес требовал постоянных вложений, да и сам Лауда пришел к выводу, что поспешил завязать с карьерой гонщика — и в 1982 году он вернулся на трек в составе команды McLaren, став самым высокооплачиваемым пилотом «Формулы-1». Именно в составе McLaren он одержал победу на гран-при США в Лонг-Бич и стал чемпионом мира в третий раз.

Окончательно уйдя из гонок в 1985 году, Лауда снова вернулся к своему второму увлечению — самолетам. Он был успешным пилотом и до 60 лет пилотировал рейсы Lauda Air. К слову, с этой авиакомпанией была связана трагическая история — в 1991 году один из ее самолетов разбился в Таиланде; погибло 223 человека. Лауда лично принял участие в расследовании причин случившейся катастрофы.

В 2003 году Лауда продал Lauda Air австрийской компании Austria Airlines и основал авиакомпанию Niki, позже ушедшую из-под его контроля и обанкротившуюся в 2017 году. Кстати, в том же году Лауда пытался вновь выкупить авиакомпанию и возродить её деятельность. Уделяя внимание развитию собственного бизнеса, Лауда сохранил связь с «Формулой-1» — он добился большого успеха, будучи в составе директоров команды Mersedes. Так, именно Лауда привел в команду Льюиса Хэмилтона — будущего пятикратного чемпиона мира, — заменив им Михаэля Шумахера.

Интересовался Ники и Формулой Е, провокационно называя её "совсем не автоспортом". А спустя всего-то год его команда Mercedes глубоко и полностью погрузилась в этот "недоспорт".

Авария 76 года на всю жизнь оставила на голове и лице гонщика шрамы, которые он прикрывал при помощи своей знаменитой красной кепки. Из этого аксессуара Лауда смог извлечь прекрасную рекламную выгоду, размещая на ней логотипы различных компаний.

Дело легендарного пилота продолжил один из его пятерых детей — Маттиас Лауда, также ставший гонщиком, хоть и далеко не таким успешным, как его отец.

R.I.P.