формула е

Конструторы, велкам! Правила для разработчиков электромобилей

Оглавление:

Потенциальные поставщики гоночных электромобилей для Формулы Е обязаны зарегистрироваться в ФИА до конца ноября. Некоторые уже существующие команды не раз заявляли о своей заинтересованности в разработке двигателей для второго сезона. Между тем ФИА опубликовала техническую документацию, по которой предстоит работать независимым разработчикам. Сайт Current-E опубликовал занятную подборку выводов из этого объёмного документа. Выражаем благодарность эксперту Россу Рингэму за эти сведения.

к оглавлению ↑

Неопределённость спецификаций

Прежде всего, поставщики должны принять, что в техническом и спортивном регламентах возможны серьёзные изменения. ФИА отдельно напоминает, что в Формуле Е ожидаются значительные технологические нововведения. В то же время, о характере этих нововведений на сезон 2015 года не упоминается вообще ничего. Потому могут подразумеваться как и поступательные эволюционные шаги, так и очень смелые, революционные инновации. И пока непонятно, что именно будут поставлять независимые разработчики. Электромоторы? Шасси? Аккумуляторы? Или всё вместе?

к оглавлению ↑

Временная шкала

Есть и ограничения по времени. ФИА пригласит поставщиков на встречу в ноябре. Окончательная версия новых правил на предстоящий сезон должна быть готова к 15 декабря. Омологация (подтверждение возможности участия оборудования в гонках) пройдёт уже после этого.

Сравним с этими временными отметками процедуру разработки болида Spark-Renault в 2013 году. Летом того года тестировались моторы, а батареи лишь проектировались. Шасси представили в сентябре. Первая обкатка прошла в декабре. Лишь весной машины были оснащены гоночными батареями. Получается, что независимым конструкторам уже сейчас нужно работать над машинами на будущий сезон, если они хотят подготовить всё вовремя.

к оглавлению ↑

Цена участия в Формуле Е

Входная ставка для независимых конструкторов - 30 тысяч евро. Это так называемые административные сборы. Если заявка на участие не получит одобрения, то эти деньги не будут возвращены соискателям. Также конструктор обязуется поставить свой болид по крайней мере 3 командам (а это 12 автомобилей плюс запасные части) по цене не более 400 тыс евро за одну машину.

Партнёрство с автопроизводителем

По документации ФИА поставщик должен быть связан с автопроизводителем. Так было в случае со Spark благодаря технической поддержке со стороны Renault. Хотя это требование обуславливается насущной необходимостью привлечения в чемпионат громких имён в мире автомобилестроения (и порождения новостных заголовков), оно одновременно и убивает некий частный дух. Получается, что небольшие частники, которые в своё время были основой Формулы 1, толком не смогут принять участие в создании Формулы Е. Если, конечно, они не заручатся поддержкой автоконцерна.

В этом правиле может крыться серьёзная проблема. Ведь очень часть небольшие фирмы быстрее приспосабливаются к прогрессу и переменам, задавая темп развития для всех остальных. Из нынешних команд это правило позволит разрабатывать собственные болиды коллективам Mahindra и Venturi (автопроизводители). Вероятно - Audi Sports ABT (поддержка немецкого концерна), e.dams (связь с Renault). Непонятно, что делать Чайна Рейсинг, Трулли, Драгону, Андретти, Агури и Вёрджинам.

к оглавлению ↑

Альтернативная интерпретация

Есть про связь конструктора с автопроизводителем и другое мнение. Всё зависит от того, как читать это правило!

Конструкторам предоставлено 2 варианта участия. Первый подразумевает разработку всего электромобиля. В таком случае разработчику совсем не обязательно иметь заводскую или корпоративную поддержку.

Ну а если конструктор желает поставить лишь некоторые компоненты болида (батареи, моторы, коробки передач), то он действительно обязан будет заручиться поддержкой производителя автомобильной техники, на плечи которого ложится обязанность предоставить остальные узлы электромобиля. Да, можно будет попробовать пригласить Больших Ребят из глобальных автокорпораций. Но проще и логичнее видится другой вариант: "частные"  конструкторы могут использовать стандартное шасси Spark, но заменить некоторые агрегаты на технику собственного производства.  Таким образом, именно Спарк-Рено может стать тем требуемым автопроизводителем на 2015-2016 год.