Катерина Легг

Кэтрин Легг о Формуле Е

Катерина Легг - ветеран американских гоночных серий. Много лет она выступала в высших лигах спорткаров (гонки на выносливость), ещё больше - в чемпионате IndyCar. Сегодня она рассказывает, что такое Формула Е с её точки зрения и о своей команде Amlin Aguri.

Я выступала во множестве "формульных" гонок, включая американскую серию Atlantics, Champ Car, Indy. Но для того, чтобы заметить разницу между "железом" этих чемпионатов и Формулой Е, не нужно быть гонщиком. Что касается профессиональных впечатлений, то они таковы.

к оглавлению ↑

Отличия Формулы Е от других машин с точки зрения гонщиков

Во-первых, сразу же замечаешь тишину. Рёва двигателей здесь нет. Тишина физически ложится тебе на плечи. Странное ощущение: слух - один из главных источников чувств для гонщика. Двигатель внутреннего сгорания шепчет о своих оборотах, коробка говорит о выбранной передаче. Но через пару часов тишина становится привычной.

Во-вторых, батарея - невероятно тяжёлая штука. Поэтому распределение веса в Формуле Е ближе к задней части машины по сравнению с обычным. Это отражается на подборе настроек - становится сложнее и водить. Из-за такого распределения массы машина склоняется к избыточной поворачиваемости в средних и быстрых поворотах. И наоборот - в медленных связках ощутима недостаточная поворачиваемость. Гонщик всегда занят тем, чтобы управлять болидом на грани. Хотя в Формуле Е не такие мощные болиды, из-за электрических особенностей управление более сложное.

Ещё приходится бороться с собой, чтобы подогнать свой стиль управления к непривычным картам работы двигателя. В квалификациях не нужно жалеть ничего, а в гонках приходится постоянно думать: как бы сэкономить-еще-хоть-чуть-чуть! В квалификациях и гонках совсем разные цели. Да и в квалификациях даётся гораздо больше мощности. В гонке, когда двигатель выдаёт меньше энергии, приходится постоянно умеривать собственные аппетиты, но при этом дольше жать на педаль газа.

Паддок Формулы Е в Пекине

к оглавлению ↑

Настройки электромобилей для гонок

Торможение тоже необычное. Да, это стандартная система смещения торможения на карбоновых тормозах. Но часть энергии торможения необходимо отдавать в пользу регенерации энергии, чтобы подзаряжать батарею. Рекуперация собирается с задних колёс. А ещё у нас есть 5 передач. Но нет сцепления - здорово для стартов.

Мы стараемся подогнать аэродинамические настройки таким образом, чтобы максимально снизить сопротивление. Здесь нужно поддерживать высокую скорость на прямых. Но это постоянный компромисс с сбережением энергии.

У двигателя просто огромный крутящий момент, особенно в квалификационном режиме. Передача мощности на колёса феноменальная - такова особенность электромобилей. Но вот на длинных прямых болид не разгоняется. Точнее, он разгоняется, но слишком медленно. Многое зависит от навыков пилота в прохождении поворотов.

Тесты перед началом сезона проходили на автодроме Донингтон - и это плохо. Там много прямых и мало поворотов. В гонках нас ждут совсем другие условия. Впрочем, гонки на городских трассах того стоят - зрители увидят отличную борьбу в поворотах!

Я до сих пор нахожусь под приятным впечатлением от электрических болидов Формулы Е. Да и от всего  в этом чемпионате. Это новая технология, и любой её аспект поможет нам в развитии.

к оглавлению ↑

Звук и другие недостатки Формулы Е

Что мне не нравится в Формуле Е - система торможения. Я бы хотела видеть здесь туннельное охлаждение тормозов чтобы их сила оставалась максимально одинаковой. Но в остальном я довольна: команды в будущем году получат возможность работать с батареями, чтобы повысить их отдачу. Впрочем, и в этом году всё не так плохо.

Я одна из тех людей, кто обожает большие, звучные моторы. Раньше я думала что шум двигателя здесь бы не повредил. С тех пор я изменила мнение. Машины Формулы Е достаточно шумные благодаря коробке передач и шинам - это менее заметно, но очень непривычно. На пит-лейн можно разговаривать даже когда мимо проносится гоночный автомобиль - невероятно. Это неплохо для спонсоров - и вы не поверите мне, но и для зрителей. Гонки Формулы Е больше подходят в качестве семейного развлечения. Но вот на пит-лейн приходится двигаться аккуратнее, ведь малошумный автомобиль очень легко не заметить. Гораздо сильнее слышится шум ветра и визг резины.

Кэтрин Легг за рулём болида Aguri, Формула Е

Кэтрин Легг за рулём болида Aguri, Формула Е

к оглавлению ↑

Настройка болидов Формулы Е

Настройка электромобиля с моей точки зрения - нечто, в чём мы можем прибавлять и прибавлять. Мне кажется, что некоторые команды уже играют с картами передачи мощности двигателя, но мы пока не добрались до этого. На данный момент наша основная цель - настройка самой машины и некоторые дела по энергетике. Мы должны больше понимать, как работает регенерация при торможении. Для пилота это означает, что нужно постоянно держать в уме способы торможения, усилия на педаль и даже некоторые вычисления в уме.

Да, это точно целая наука.

Общеизвестно, что у электродвигателей громадный крутящий момент. Режимы передачи мощности на колёса здесь приятно удивляют. Я опасалась наличия 100% крутящего момента с самого начала движения, и того, что будет сложно управлять сцеплением, но это не так. Да, на узких улицах и слепых поворотах нужно аккуратнее управлять передачей мощности, но к этому я привыкла на стрит-корсах Индикара.

к оглавлению ↑

Разрядка аккумуляторов электромобилей

Нам не грозят пустые топливные баки, как в обычных гонках. Вместо этого мы запросто можем оказаться в ситуации, когда батареи разряжены полностью.

Есть несколько стадий разрядки аккумуляторов. Первая стадия: когда разрядка едва чувствуется. Кажется, что мощность потеряна лишь слегка. Вторая стадия жёстче, наподобие "О, нет, теперь я в пролёте и нужно ехать со скоростью пешехода".

Конечно, даже на этой стадии можно сражаться с другими машинами, но, скорее, в оборонительном режиме. Но при этом уже совсем скоро аккумуляторы разрядятся в ноль. Необходимо в любом случае ехать в боксы. Либо поменять машину, либо... остановиться в боксах вместо трассы безопаснее для каждого. Наказание за избыточный расход электричества, что поделать!

Батареи разряжаются приблизительно за 25 минут гонки. А гонки продолжаются около 45 минут. Поэтому смена машин на дистанции - новый вызов. Это та область, где мне поможет опыт выступлений в гонках на выносливость, но в любом случае это уникальный для Формулы Е опыт, характерный только для этого чемпионата. Он добавляет ещё один соревновательный элемент. Нелёгкий, но и не столь сложный. Однако это ещё одна область, где легко допустить ошибку, которая будет стоить очень дорого. Дело, думаю, не столько в спортивной форме, сколько в технике залезания/вылезания. Болельщикам будет интересно.

Будет очень интересно посмотреть, кто из гонщиков лучше справляется с экономией энергии. Но я считаю, что больше будет зависеть от команды, рассчитывающей стратегию, и от способности гонщика следовать ей. Это не обычная гоночная серия. Но это и делает её интересной. Нам всем нужно было что-то новое!

Мы в социальных сетях