Готова ли Формула Е к гонкам? Технические проблемы серии

Англоязычный сайт Push-To-Pass.com лишь недавно начал работу - это наши коллеги, описывающие всё о Формуле Е. На днях они опубликовали интересную статью о технических проблемах чемпионата. Текст очень откровенный, да и в доказательство приведены мнения гонщиков, инженеров и руководителей команд. Каждый из них по-своему отвечает на вопрос: готова ли Формула Е к первым гонкам?

Мы перевели занимательную статью на русский язык. Выражаем благодарность коллегам с сайта push-to-pass.com за интересный и подробный рассказ. Все права на текст и фото принадлежат авторам указанного сайта.

 * * *

Проблемы с аккумуляторами, поломки, огонь и аварии: это лишь часть проблем, с которыми столкнулись команды Формулы Е во время июльских тестов. Готова ли Формула Е к своему первому сезону за месяц до дебютного этапа в Пекине?

Новые машины и ещё более новые технологии: организаторы и участники чемпионата всегда знали, что вначале будут проблемы. А тесты - именно то, что доктор прописал для их решения. Но остался лишь один тестовый день в середине августа, а потом - гонка. Обеспокоены ли в паддоке Формулы Е? Верят ли основные игроки чемпионата, что эта серия готова к тому моменту, когда в Пекине погаснут стартовые огни?

Мы задали эти вопросы тем, кто знает чемпионат вдоль и поперёк: а такова ли сейчас Формула Е, какой её хотят видеть команды?

к оглавлению ↑

Проблемы с электрическими батареями

AUTO - FORMULA E TESTS 2013

Аккумулятор Формулы Е. Издание LA FERTE GAUCHER (Франция). Автор фото: FRANCOIS FLAMAND / DPPI

Наверное, самым сложным вызовом, с которым столкнулись команды на предсезонных тестах, было понимание функционирования аккумуляторов. Пилотам предстоит менять машины прямо во время гонки, а потому ясно, что энергии нужно сохранять как можно больше. Хотя лишь максимальное количество энергии способно поддержать время на каждом круге на высоком уровне.

Проблемы с аккумуляторами в Формуле Е особенно часто происходили 3-4 июля, во время первых двух тестовых дней. Они заключались в перегреве батарей при использовании большего количества энергии, а также во время заряда аккумуляторов.

Микела Черрути, пилотесса команды Trulli, особенно обеспокоена потенциальным перегревом аккумуляторов в первых гонках: "Мы будем выступать в очень жарких местах. Это неплохо для гонщиков, но может стать серьёзной проблемой для техники".

Основные жалобы Микелы касались того, что перегрев может привести к снижению выхода энергии и негативно сказаться на стратегии.

Другие участники тестов были менее обеспокоены сложностями с батареями. Большинство пилотов уверены, что технические неприятности с накопителями электричества, которые преследовали их в первые дни, были оперативно решены, а большинство команд уже избавилось от них.

Майк Конвей из Dragon Racing: "Не думаю, что аккумуляторы станут источником серьёзных недоразумений. Мне кажется, что сейчас во всех командах поняли, как работать с батареями, и как именно проводить процедуры зарядки и охлаждения".

Дильбаг Джилл (Dilbagh Gill), руководитель команды Mahindra, подробнее объяснил природу возникновения проблем с перегревом аккумуляторов: "Следует принимать во внимание, что автодром Донингтон - не одна из обычных для нас трасс, на которых нам предстоит выступать в гонках. Здесь множество подъёмов, а электромобиль ускоряется гораздо дольше, чем будет на городских улицах".

Проблемы с аккумуляторами в Формуле Е могут стать источником некоторых неприятностей. Но если командам удалось справиться с ними на тестах в Донингтоне, то в Пекине они не должны возникнуть вновь.

к оглавлению ↑

Поломки электромобилей

Сборка и подготовка 20 новейших электромобилей для 10 команд чемпионата в сжатые сроки перед дебютным сезоном - настоящий подвиг, без вопросов. Остальные 20 машин команды получат перед августовскими тестами. Сроки были действительно сжатыми, но каждая команда получила автомобиль вовремя, до начала заездов.

Однако после бесед с несколькими инженерами в паддоке, стало понятно, что не всё прошло так гладко, как кажется. Многие команды были вынуждены использовать запасные части, которые по плану предназначались для третьей и четвёртой машины. Иначе первые два болида не всегда могли бы выезжать на трассу во время тестов. Очередная "порция" машин поставляется уже в начале августа, но ведь для них потребуется крупная партия запасных частей.

Роб Арно (Rob Arnott), менеджер команды Dragon: "Мне пришлось разобрать третью машину, чтобы поддержать первые две в рабочем состоянии. Еслисобратьвсеэтидеталивоедино, томымоглибыпостроитьещёодинэлектромобиль".

Ещё больше жалоб у Арно и его команды Dragon Racing было на механические поломки, происходившие с двумя его машинами: "Эти проблемы были механическими. Среди них были и достаточно серьёзные". В то же время, Роб утверждает, что работа с производителями болидов из фирмы Spark помогла решить многие из них, хотя неполадки всё же случаются.

Другой источник беспокойства - питание аккумуляторных батарей. В Донингтоне, когда все команды подключили по две свои машины к розеткам во время обеда, электрораспределительная сеть не смогла справиться с такой нагрузкой и "отвалилась". Если бы такое произошло во время гоночного дня, скажем, в Пекине, то эта проблема стала бы катастрофой. Но Арно призывает не слишком беспокоиться об этом - командам выдадут выделенные независимые источники энергии: "Подразумевается, что по странам и этапам мы будем ездить с собственными источниками энергии. Пока мы их не видели, но, если они будут работать правильно, то всё должно быть в порядке. Но если мы доверимся местным электросетям, то я бы беспокоился всерьёз".

Замена деталей и другие механические гремлины в машинах - проблемы Формулы Е, которые ожидались всеми. Останутся ли они надолго, или уже разрешены, остаётся неизвестным, хотя многое прояснится на тестах 19 августа.

к оглавлению ↑

Тесты

Большие вопросы вызывает тестовая программа чемпионата, которая проходит исключительно в Донингтоне. Непонятно, насколько команды могут доверять полученным данным, если применить их к реальным трассам чемпионата. Появятся ли в Пекине новые проблемы из-за гонки на узких и коротких дорогах?

Микела Черрути, хотя высказывала опасения насчёт аккумуляторов, но не столь озабочена различиями стационарного автодрома от городских улиц: "Нельзя предугадать, что произойдёт в ходе сезона. Мы не знаем разметку многих наших трасс. Скорее всего, они будут серьёзно отличаться от Донингтона. Они медленные, на них более короткие прямые. Важно понимать: если машина быстра в Донингтоне, она может быть быстрой везде".

С мнением Микелы согласился и Роб Арно из Dragon Racing: "Когда вы находитесь за рулём гоночного автомобиля, вы всегда учитесь чему-то новому. Трассы разнятся друг от друга, и даже погодные условия над одним и тем же автодромом никогда не бывают одинаковыми. А машины работают примерно одинаково - нужно лишь достучаться до них, подобрать верные настройки, и тогда они справятся с любыми обстоятельствами. То, чему мы учимся на тестах в Донингтоне - наша база данных, отправная точка, шаблон настроек".

Временный гонщик Dragon, Ориоль Сервия подчеркнул тот факт, что тесты служат для налаживания диалога с техникой: "Мы не пытаемся подобрать механические настройки. Мы сосредоточены на силовой системе, на ёмкости и поведении батарей, на карте регенерации энергии и прочих подобных вещах".

Выходит, что все команды получили для изучения огромное количество данных о своих машинах. Эти знания не исключают возможности возникновения неполадок, которые часто обнаруживаются весьма неожиданным образом. И на узких улицах городов в гоночном режиме машины будут часто приближаться к предельным для себя нагрузкам.

Дильбаг Джилл из Mahindra уверен, что команды смогут адаптироваться под конкретные условия в каждой гонке: "Мы уже выбрались из ползунков, и теперь учимся ходить. Развитие чемпионата и техники достигло той точки, когда мы уверенно знаем, как работать с машинами. Судя по нашим симуляциям предстоящей в Пекине гонки, мы верим, что всё будет хорошо".

Тесты в Донингтоне: Скотт Спид, Andretti Autosport, Фото: LAT, Digital Image F80P7998

Тесты в Донингтоне: Скотт Спид, Andretti Autosport, Фото: LAT, Digital Image F80P7998

к оглавлению ↑

Отставание некоторых команд

Если машины поедут так, как заложено в их конструкции, а техническое оборудование не будет отказывать, то болельщики уже в Пекине увидят сногсшибательное зрелище. А как насчёт больших отставаний по скорости у отдельных команд? Себастьен Буэми во время предсезонных тестов показывал невероятную скорость за рулём электромобиля своей команды e.Dams Renault. Рядом с ним находился Лукас ди Грасси из команды Audi Sport Abt. И Virgin Racing, и Mahindra отличались стабильностью и скоростью. Но остальные участники пелетона явно уступали им. Не увидим ли мы гонки в двух разных лигах скорости?

Уверенность, излучаемая командой Mahindra, почти осязаема. Эта команда показала хорошие результаты на тестах, а потому перед Китаем её члены находятся в позитивном настроении. Дильбаг Джилл: "Мы понимаем машины и готовы продолжить хорошие выступления в гонках. Никто в команде не будет жаловаться, если мы получим дополнительное время для тестов. Но даже сейчас мы полностью готовы к этапу в Пекине".

Джилл рассказал, что его команда много занималась исследованием поведения автомобиля и его батарей в слипстриме, когда одна машина едет на хвосте у другой, получая преимущество в скорости за счёт разряжённого воздуха: "Мы хотели взглянуть, как влияет этот эффект на экономичность батарей. Все мы пытаемся отыскать наиболее эффективную стратегию для гонок. Теперь мы можем применить эти навыки на практике".

Работа над стратегией и различными планами проведения гонки говорят о том, что Mahindra в хорошей форме по сравнению с другими командами по соседству на пит-лейне.

Ориоль Сервия утверждает, что команда Dragon Racing уже несколько позади: "Мы ведь начали работу чуть позже, чем другие команды. Поэтомууконкурентовужебольшеопыта".

Команда Trulli находится в схожей ситуации, как говорит Микела Черрути: "У нас почти что бедственное положение. Мы пытались симулировать гонку, но машина не справилась с нагрузкой. И я, и Ярно хотели бы находиться дальше, чем мы находимся сейчас. Проблема для нас в улучшении машины. На данный момент нам не хватает возможностей по её настройке. Мы во многом не уверены".

Возможно, отставание "медленных" команд от более продвинутых уменьшится перед Пекином. Болельщики увидят, в целом, очень конкурентоспособную стартовую решётку. Чтобы Формула Е преуспела, ей необходимо удивлять зрителей не только технологиями, но и настоящими гонками - очными сражениями, обгонами, борьбой.

к оглавлению ↑

Так готова ли Формула Е?

Хотя команды и сама серия проделали замечательную работу над ошибками, они всё ещё знакомятся с машиной и её возможностями. Проблемы вполне ожидаемы, но общее мнение в паддоке в том, что дополнительные тесты помогут решить многие из них. Возможно ли увеличение тестовых дней - пока непонятно. Но инженеры и аналитики команд уже выступают в гонке. Это гонка со временем, которое осталось до старта в Пекине 13 сентября.

Даже с учётом этого, на данный момент сделано немало. Теперь электромобили Формулы Е способны проезжать гораздо большую дистанцию, а количество проблем уменьшается с каждым днём работы. Если всё продолжится в том же темпе, то мы увидим замечательные гонки.

Авторы текста: сайт Push-To-Pass

Оригинал статьи: Is Formula E ready?

Перевод: ElectroFormula.ru