Формула Е vs. ИндиКар по версии команды Andretti

Команда Andretti в Формуле Е - американцы. У них другая гоночная культура. Европейские гоночные серии высшего уровня - закрытые сообщества, а все их слова и интервью проходят фильтр политкорректности и секретности. Здорово, что американские гоночные серии работают не только на публику, но и с публикой. Они открытые и охотно делятся едва ли не секретной (по меркам Ф1) информацией.

Менеджер команды Andretti Кайли Майер уже рассказала про стоимость одного болида Формулы Е - около 350 тысяч долларов. Ни один европейский коллектив Формулы Е не поделился с болельщиками даже подобием такой информации. Кайли продолжает свой рассказ о Формуле Е в интервью журналу AutoWeek. Из сенсационных заявлений этого дня:

  • точное время, нужное для полной зарядки аккумуляторов (удивительно!);
  • полное сравнение болидов Индикара и Формулы Е;
  • к какому чемпионату ближе Формула Е - к Ф1 или к IndyCar;
  • зачем всё-таки нужна коробка передач в электромобилях;
  • работает ли в Ф-Е рекуперация энергии.

AutoWeek: В современных болидах Ф1 немало гибридных технологий и устройств наподобие системы рекуперации энергии. В ИндиКаре их нет. Но Формула Е внешним видом больше похожа именно на болиды Индикара. Это правильное сравнение?

Кайли Мойер (Kyle Mayer), менеджер Andretti: Они - родственники Индикаров, а не Формулы 1, это так. На многих совещаниях во время работы над электромобилями Формулы Е были такие мнения: "В Индикаре есть то-то и это. Давайте сделаем так же". И при этом мало кто говорил, как та или иная конструкция реализована в Ф1, и это хорошо. Хорошо, что у нас стандартные машины в первый год, за которые мы платим определённую сумму денег. Существуют ценовые ограничения - не как в Ф1, что по сути правильно. Формула Е не хочет становиться Формулой 1. Им нужен лишь облик и антураж Ф1. Чемпионату нужно, чтобы команды и сама серия выглядела максимально профессионально. Я думаю, так оно и есть.

Вопрос: Так Формула Е похожа на IndyCar?

Кайли Майер: Технологии действительно похожи на IndyCar. Но всё по-другому. Всё в Формуле Е вращается вокруг электричества и электродвигателей. Если болид Indycar собирается вокруг самого двигателя внутреннего сгорания, лошадиных сил, бензина и этанола, то в Формуле Е всё иначе.

Электромобиль команды Andretti в Формуле Е

Электромобиль команды Andretti в Формуле Е

AutoWeek: Расскажите о ключевых отличиях болидов Формулы Е от Индикаров.

Кайли Майер: Настройка подвески очень похожа на IndyCar. Носовая часть гоночного электромобиля - обтекатель, амортизаторы и подвеска тоже идентичны. Пружины полностью одинаковы.

У передней части электромобиля гораздо меньше аэродинамики. Переднее крыло очень маленькое. Прижимная сила в Формуле Е по сравнению с Индикар минимальна. Здесь речь идёт приблизительно о 550 кг, в то время как на городских трассах Индикара это значение достигает 1600 кг. На данный момент Формула Е с точки зрения прижимной силы - близнец молодёжной серии Indy Lights, а не взрослого ИндиКара. Это же можно сказать и про днище, и про заднее крыло.

Болид Indy ощутимо крупнее. Колёса в Формуле Е больше (18 дюймов), да. Но тормоза гораздо меньше, их ротор около 12 дюймов, в то время как в ИндиКаре - 14. И вновь сравню эту машину с Indy Lights. Всё, что касается габаритов, сравнимо именно с болидами нашего молодёжного чемпионата.

Боковые понтоны в Формуле Е другие, ведь здесь не нужно беспокоиться об охлаждении масла и о турбомоторе.

Большая сложность Формулы Е - батарея и электромотор. Они нагреваются, что нормально. Но чем более холодными они остаются во время заезда, тем больше у нас энергии. С правой стороны охлаждается батарея, с левой - мотор. С левой стороны циркулирует охлаждающая вода, а с правой - гелевая жидкость, омывающая аккумуляторный отсек. Батарея крепится шестью болтами. Кожух - ещё шестью. Внутри кожуха находится электродвигатель. Батарея, кстати, примерно на 20% крупнее, чем двигатель в машинах Indy.

Индикар, болид команды Andretti

Индикар, болид команды Andretti

Вопрос: Долго ли заряжается аккумулятор?

Кайли: Нет, для полного заряда батареи нужно лишь 48 минут. Мы заряжаем её каждый раз во время паузы. Но во время гонки подзарядка запрещена.

Вопрос: Расскажите про коробку передач в Формуле Е

Кайли: В ней пять передач и ещё одна задняя. В машине Indycar у нас шесть передач, но мы бы хотели, чтобы их было семь. Ведь при этом у нас будет больше возможностей подобрать зоны оптимального крутящего момента. Там это сложно. А в Формуле Е огромное количество ньютон-метров, притом на любых оборотах двигателя. Поэтому ей не нужно столько передач.

На коробке передач есть дополнительная педаль. Она используется для рекуперации энергии. Гонщики нажимают её при движении накатом или во время торможения. В эти моменты энергия поступает в батареи, кратковременно подзаряжая их. Принцип в том, что мотор вращается, но не совершает никакого полезного действия. Поэтому его вращение используется для возврата энергии обратно в аккумуляторы. Фактически, в это время мотор служит генератором.

AutoWeek: Кстати, зачем электромобилю вообще нужна коробка передач? Почему не использовать прямую передачу? Это ведь электрический двигатель.

Кайли Майер, Andretti: В Формуле Е коробка передач необходима из-за максимального лимита оборотов двигателя. Сама кривая крутящего момента у электромобилей линейная. Но для высоких скоростей нужны максимальные обороты и переключение передач - именно для того, чтобы достичь высоких скоростей. Я думаю, что в будущем, когда у нас будут более мощные моторы, выдающие больше киловатт, можно будет перейти на коробки передач с меньшим количеством скоростей.

Вопрос AutoWeek: Задняя часть болида Формулы Е выглядит как IndyCar, но не совсем...

Кайли Майер: Заднее крыло меньше, но оно шире. У этих машин очень схожие бамперы. Но в Формуле Е заднее крыло проходит от бампера к бамперу. Оно и крепится на бамперы, а не на центральную стойку, как у Индикаров. Очень похоже на категорию P1 в спорткарах.

Это крыло снимается так же, как и в Индикаре; разница лишь в том, что в Формуле Е это небыстрая процедура. Здесь оно крепится на шести болтах, которые вначале нужно открутить, сменить крыло, затем прикрутить снова. В гонках IndyCar можно заменить заднее крыло без потери круга. А в Формуле Е то же самое займёт минуты полторы - сравните это с типичными для ИндиКара 19 секундами. Здесь есть и ручной регулятор угла атаки, и стоп-сигнал, как в Инди.

Вопрос: Шины?

Кайли Майер: Michelin с протектором. Нет шин для дождевых условий. Если пойдёт дождь, то придётся использовать ту же резину, что и посуху. Для каждой машины на уик-энд предоставляется по 3 комплект шин.

Вопрос: Скорость, мощность?

Кайли Майер: На прямых Донингтона мы разгонялись до 268-270 км/ч, но это было в экспериментальном режиме. Максимальная скорость ограничена 225 км/ч. В квалификационном режиме нам позволено развивать до 200 кВт мощности (270 л.с.). В гоночном режиме - 135-150 кВт (205 л.с.). В каждой гонке будет по 25-28 кругов.

Вопрос: Вся процедура пит-стопа совсем другая, так? Никаких замен шин, никакой дозаправки. Просто смена болида каждым гонщиком.

Кайли Майер: Именно. На середине каждой гонки гонщики заезжают в боксы. Смена машины длится одну минуту. Если гонщик покинул боксы до истечения минуты, то он будет оштрафован. Это нужно для того, чтобы избежать опасной, даже панической спешки в боксах. Так безопаснее.

Вопрос: Команда Andretti в чемпионате Formula E базируется в Англии. Но ведь основная штаб-квартира команды находится в Индианаполисе, и она серьёзно вовлечена в работу, не так ли?

Кайли Майер: Да. Команда разделена. В ней работает 4 человека из Великобритании и 9 человек из США. Мы отправили их на 3 месяца для сборки машин, для тестов. Дейв Сейферт был инженером у Джеймса Хинчклиффа в Индикаре - теперь он наш главный гоночный инженер. Многие ребята из этой команды работали с машиной Курта Буша на Индианаполисе-500 в мае. Это не сторонняя работа для наших специалистов. Речь идёт о марке Andretti, поэтому нужно быть во всеоружии.

Вопрос: Чемпионат проходит на городских трассах. Как вы считаете, поможет ли вашей команде опыт работы в IndyCar, ведь здесь много городских этапов в течение сезона?

Кайли Майер: Именно так. На самом деле, ребята из Европы редко гоняются на городских трассах, поэтому они не знакомы с понятием "кочковатая трасса". Да и большая часть тестов прошла в Донингтоне - идеальном автодроме с отличным покрытием. А ведь нам предстоит гоняться в Лонг Бич, и мы знаем, что это такое. Мы ездили в Майами в годы Champ Car, поэтому знаем и о тамошних дорогах.

Журнал AutoWeek: Вопрос в том, как публика примет Формулу Е?

Кайли Майер: Публика уже приняла Формулу Е, и приняла хорошо. На тестах в Донингтоне побывало 30 тысяч человек. На гонке в Пекине - гораздо больше. Аншлаг!