Этап 2, 2018-19: Марракеш, Марокко
еПри 47

12 января 2019 (окончен)

Достали ближневосточные страны в автоспорте? Нас тоже. Полувахабистский Катар, Абу-Даби вместе с Бахрейном и этой страшной розовой водой вместо кошерного шампанского для победителей. Блеск, шик – да, и даже песок с барханов там клеят клеем, чтобы на трассы не задувало – но в этих странах совершенно нет культуры автоспорта. Незачем Формуле 1 туда ездить, кроме как за длинным баксом для Экклстоуна.

Почему мы искренне любим Марокко

Совсем не так всё в Марокко! Во-первых, это Африка, притом в самом лучшем и цивилизованном смысле. Во-вторых, это великолепно европезированные арабы, чья культура во многом близка к французской. Даже французский язык там государственный и крайне почётный – это язык культуры, правительства, интеллигенции. Мусульманские традиции там весьма демократичны – скорее, они ближе к нашим соседям по СНГ – Узбекистану и Казахстану. Вроде – мусульмане, но вино с водкой весьма уважают. И гостеприимство у них на высоте, а законы шариата – в глубоком прошлом. Даже глава государства – европейский король, а не средневековый хан, эмир или прочий султан.

И да – гонщиков там будут поить шампанским, как принято у нормальных людей!

к оглавлению ↑

Автоспорт в Марокко

Гран-при тут проходил задолго до рождения самой Формулы 1. С 1930 по 1934 год на трассе Айн-Диаб гонялись и побеждали гонщики уровня Луи Широна. А первый ГП Марокко состоялся ещё в 1925 году, в Касабланке. Замечательное отношение монархов Марокко к автоспорту имеет почти столетнюю традицию.

aindiab0

Простой и незамысловатый рисунок автодрома Айн-Диаб - визитная карточка всех гонок в Марокко. Линии едва ли не прямые, повороты идеально круглые.

Формула 1 приезжала на опаснейший автодром Айн-Диаб четырежды (правда, лишь один раз в составе чемпионата мира). Здесь побеждали Стирлинг Мосс и Жан Бера, Нино Фарина и Морис Третиньян, Ferrari и Vanwall. К 1958 году гонка получила статус этапа чемпионата мира. К сожалению, трасса стала местом страшной аварии молодого и перспективного Стюарта Льюис-Эванса. Двигатель его Vanwall заклинило (вероятно, из-за попадания пыли), машину бросило на огромной скорости в ограждение. Спустя 6 дней пилот скончался в Лондоне из-за обширных ожогов. Ф1 так и не вернулась в Марокко…  И до сих пор, вплоть до нынешнего 2016 года, ни одна другая страна в Африке (кроме ЮАР) так и не принимала у себя гонки Формулы 1.

к оглавлению ↑

Айн-Диаб и другие гонки Марокко - середина XX века

В Рунете маловато информации об этом оазисе, потому восполним пробел. Итак, автодром Айн-Диаб идеален для автоспорта, мотоциклов и велогонок. С велосипедов тут и начиналось когда-то. Не иначе, готовились к Формуле Е – тоже ведь гонки с нулевым выхлопом вредных веществ в атмосферу! Идеальная трасса, прямая, длинная, с небольшим количеством поворотов – и невероятно опасная из-за высоких скоростей.

Расположен Айн-Диаб к западу от знаменитой Касабланки, вдоль побережья, в пригородах среднего класса и рядом с престижными богатыми кварталами Анфа. Первая автомобильная гонка состоялась на этой трассе в 1952 году – это были "12 часов Касабланки", по-современному – часть WEC. Выступали там пилоты уровня Мориса Тринтиньяна, Жана-Луи Розе и Шарля Поци. Для той гонки Ferrari подготовили особенную машину - Ferrari Mondial 500. Она участвовала лишь в двух гонках – знаменитой Mille Miglia и несколько подзабытой "12 часов Касабланки".

Ferrari Mondial в Марокко, "12 часов Касабланки".

Ferrari Mondial в Марокко, "12 часов Касабланки".

А это - знаменитая гонщица-раллистка Жильбера Тринион (Gilberte Thirion). Да, женщина-гонщица. Да, в мусульманском Марокко. И это в дремучем 1952 году! Жаль лишь, что ей не удалось финишировать на своём Porsche

germaine

Трассу в Айн-Диабе построили когда-то за невероятные 6 недель! Впрочем, её основу составляли обычные городские дороги вдоль Атлантического океана. Главным инициатором строительства (и самого Гран-при) был сам король Марокко, Мухаммед V.

к оглавлению ↑

Про город Марракеш

Город был основан примерно в 1060 году. Золотой век Марракеша приходится на правление Якуба аль-Мансура (1184—1199), который выстроил мечети Кутубия и Эль-Мансурия. 70-метровый минарет мечети Кутубия до сих пор остаётся символом Марракеша.

На протяжении всей своей истории Марракеш соперничал с Фесом за право быть главным городом Марокко, страна неоднократно распадалась на две независимые части со своими столицами — Фесом на севере и Марракешем на юге. Выбор города Рабат столицей современного Марокко можно рассматривать как компромисс между этими двумя соперничающими городами.

к оглавлению ↑

Современные гонки в Марокко

Гонщики Ф2 в Марракеше, 2010 год. Нет. на верблюдах они не гонялись - просто развлеклись перед стартом

Небогатая, но очень развитая страна спит и видит, как вернуть на свои земли Формулу 1. И регулярно умоляет жестоких чиновников ФИА дать им хоть какие-нибудь гонки. Временами автоспорт приезжает в Мараккеш, только европейцы регулярно обманывают простых, гостеприимных и добрых марроканцев. То полумёртвую молодёжную Формулу 2 им привезут, то вроде бы и чемпионат мира - WTCC, только какой-то он непопулярный. Так и оставался Марракеш без серьёзных гонок вплоть до прихода Алехандро Агага и его Формулы Е!

wtcc-marrakech-2013-ren-m-nnich-seat-leon-wtcc-m-nnich-motorsport

к оглавлению ↑

Результаты

2018-19: Марракеш, Марокко , гонка

Поз. Ст. Пилот Команда Круги Время Б.Круг Круг Очки
1 10 64 Бельгия Ж. д'Амброзио Mahindra 31 46:45.884 1:22.366 25 25
2 8 4 Бельгия Р. Фряйнс Virgin 31 +00.143 1:22.247 20 18
3 1 2 Великобритания С. Бёрд П Virgin 31 +00.461 1:22.101 31 18
4 4 27 Лондон А. Симс Andretti 31 +00.740 1:21.992 20 12
5 2 25 Франция Ж. Вернь TECHEETAH 31 +01.232 1:21.391 18 10
6 20 36 Германия А. Лоттерер TECHEETAH 31 +01.457 1:21.177 31 8
7 11 11 Бразилия Л. ди Грасси БК ABT 31 +01.633 1:20.296 31 7
8 3 23 Монако С. Буэми e.dams 31 +02.455 1:20.538 31 4
9 5 20 Новая Зеландия М. Эванс Jaguar 31 +02.980 1:20.594 31 2
10 16 66 Германия Д. Абт ABT 31 +04.014 1:21.118 31 1
11 13 7 Аргентина Х.М. Лопес Dragon 31 +04.528 1:21.163 31
12 21 6 Германия М. Гюнтер Dragon 31 +06.034 1:21.691 31
13 17 48 Италия Э. Мортара Venturi 31 +06.790 1:21.849 31
14 9 3 Бразилия Н. Пике-мл. Jaguar 31 +06.833 1:21.010 31
15 12 22 Великобритания О. Роуленд e.dams 31 +07.529 1:21.013 31
16 14 16 Великобритания О. Терви NEXTEV 31 +09.241 1:21.856 31
17 18 8 Франция Т. Диллманн NEXTEV 31 +09.665 1:21.670 31
18 15 19 Бразилия Ф. Масса Venturi 31 +10.250 1:21.523 31
19 6 28 Португалия А.Ф. да Кошта * Andretti 25 +6 кругов 1:21.885 20
20 19 17 Великобритания Г. Паффетт * HWA 3 +28 кругов 1:24.142 3
21 7 94 Германия П. Верляйн * Mahindra 1 +30 кругов
22 22 5 Бельгия С. Вандорн * HWA 1 +30 кругов

* №28 ( А.Ф. да Кошта ) , №17 ( Г. Паффетт ) , №94 ( П. Верляйн ) , №5 ( С. Вандорн ) Not classified

к оглавлению ↑

2018-19: Марракеш, Марокко , квалификация

Поз. Пилот Команда Круги Время
1 2 Великобритания С. Бёрд * Virgin 1:17.489
2 25 Франция Ж. Вернь * TECHEETAH +00.046
3 28 Португалия А.Ф. да Кошта * Andretti +00.137
4 23 Монако С. Буэми * e.dams +00.249
5 27 Лондон А. Симс * Andretti +00.911
6 20 Новая Зеландия М. Эванс * Jaguar +11.890
7 94 Германия П. Верляйн Mahindra +00.637
8 4 Бельгия Р. Фряйнс Virgin +00.711
9 3 Бразилия Н. Пике-мл. Jaguar +00.858
10 64 Бельгия Ж. д'Амброзио Mahindra +00.951
11 11 Бразилия Л. ди Грасси ABT +01.106
12 22 Великобритания О. Роуленд e.dams +01.115
13 7 Аргентина Х.М. Лопес Dragon +01.123
14 16 Великобритания О. Терви NEXTEV +01.135
15 19 Бразилия Ф. Масса Venturi +01.291
16 66 Германия Д. Абт ABT +01.432
17 48 Италия Э. Мортара Venturi +01.644
18 8 Франция Т. Диллманн NEXTEV +01.849
19 17 Великобритания Г. Паффетт HWA +02.027
20 36 Германия А. Лоттерер TECHEETAH +02.144
21 6 Германия М. Гюнтер Dragon +05.843
22 5 Бельгия С. Вандорн * HWA +15.915

* №2 ( С. Бёрд ) , №25 ( Ж. Вернь ) , №28 ( А.Ф. да Кошта ) , №23 ( С. Буэми ) , №27 ( А. Симс ) , №20 ( М. Эванс ) Супер Поул
* №5 ( С. Вандорн ) Не классифицирован