Этап 3, 2017-18: Марракеш, Марокко
еПри 36

13 января 2018 (осталось 32 д.)
Практика 1: 00:00 – 00:00
Практика 2: 00:00 – 00:00
Квалификация: 00:00 – 00:00
Супер-поул: 00:00 – 00:00
Гонка: 00:00 – 00:00
* время московское
смотреть онлайн

Оглавление:

Достали ближневосточные страны в автоспорте? Нас тоже. Полувахабистский Катар, Абу-Даби вместе с Бахрейном и этой страшной розовой водой вместо кошерного шампанского для победителей. Блеск, шик – да, и даже песок с барханов там клеят клеем, чтобы на трассы не задувало – но в этих странах совершенно нет культуры автоспорта. Незачем Формуле 1 туда ездить, кроме как за длинным баксом для Экклстоуна.

Почему мы искренне любим Марокко

Совсем не так всё в Марокко! Во-первых, это Африка, притом в самом лучшем и цивилизованном смысле. Во-вторых, это великолепно европезированные арабы, чья культура во многом близка к французской. Даже французский язык там государственный и крайне почётный – это язык культуры, правительства, интеллигенции. Мусульманские традиции там весьма демократичны – скорее, они ближе к нашим соседям по СНГ – Узбекистану и Казахстану. Вроде – мусульмане, но вино с водкой весьма уважают. И гостеприимство у них на высоте, а законы шариата – в глубоком прошлом. Даже глава государства – европейский король, а не средневековый хан, эмир или прочий султан.

И да – гонщиков там будут поить шампанским, как принято у нормальных людей!

к оглавлению ↑

Автоспорт в Марокко

Гран-при тут проходил задолго до рождения самой Формулы 1. С 1930 по 1934 год на трассе Айн-Диаб гонялись и побеждали гонщики уровня Луи Широна. А первый ГП Марокко состоялся ещё в 1925 году, в Касабланке. Замечательное отношение монархов Марокко к автоспорту имеет почти столетнюю традицию.

aindiab0

Простой и незамысловатый рисунок автодрома Айн-Диаб - визитная карточка всех гонок в Марокко. Линии едва ли не прямые, повороты идеально круглые.

Формула 1 приезжала на опаснейший автодром Айн-Диаб четырежды (правда, лишь один раз в составе чемпионата мира). Здесь побеждали Стирлинг Мосс и Жан Бера, Нино Фарина и Морис Третиньян, Ferrari и Vanwall. К 1958 году гонка получила статус этапа чемпионата мира. К сожалению, трасса стала местом страшной аварии молодого и перспективного Стюарта Льюис-Эванса. Двигатель его Vanwall заклинило (вероятно, из-за попадания пыли), машину бросило на огромной скорости в ограждение. Спустя 6 дней пилот скончался в Лондоне из-за обширных ожогов. Ф1 так и не вернулась в Марокко…  И до сих пор, вплоть до нынешнего 2016 года, ни одна другая страна в Африке (кроме ЮАР) так и не принимала у себя гонки Формулы 1.

к оглавлению ↑

Айн-Диаб и другие гонки Марокко - середина XX века

В Рунете маловато информации об этом оазисе, потому восполним пробел. Итак, автодром Айн-Диаб идеален для автоспорта, мотоциклов и велогонок. С велосипедов тут и начиналось когда-то. Не иначе, готовились к Формуле Е – тоже ведь гонки с нулевым выхлопом вредных веществ в атмосферу! Идеальная трасса, прямая, длинная, с небольшим количеством поворотов – и невероятно опасная из-за высоких скоростей.

Расположен Айн-Диаб к западу от знаменитой Касабланки, вдоль побережья, в пригородах среднего класса и рядом с престижными богатыми кварталами Анфа. Первая автомобильная гонка состоялась на этой трассе в 1952 году – это были "12 часов Касабланки", по-современному – часть WEC. Выступали там пилоты уровня Мориса Тринтиньяна, Жана-Луи Розе и Шарля Поци. Для той гонки Ferrari подготовили особенную машину - Ferrari Mondial 500. Она участвовала лишь в двух гонках – знаменитой Mille Miglia и несколько подзабытой "12 часов Касабланки".

Ferrari Mondial в Марокко, "12 часов Касабланки".

Ferrari Mondial в Марокко, "12 часов Касабланки".

А это - знаменитая гонщица-раллистка Жильбера Тринион (Gilberte Thirion). Да, женщина-гонщица. Да, в мусульманском Марокко. И это в дремучем 1952 году! Жаль лишь, что ей не удалось финишировать на своём Porsche

germaine

Трассу в Айн-Диабе построили когда-то за невероятные 6 недель! Впрочем, её основу составляли обычные городские дороги вдоль Атлантического океана. Главным инициатором строительства (и самого Гран-при) был сам король Марокко, Мухаммед V.

к оглавлению ↑

Про город Марракеш

Город был основан примерно в 1060 году. Золотой век Марракеша приходится на правление Якуба аль-Мансура (1184—1199), который выстроил мечети Кутубия и Эль-Мансурия. 70-метровый минарет мечети Кутубия до сих пор остаётся символом Марракеша.

На протяжении всей своей истории Марракеш соперничал с Фесом за право быть главным городом Марокко, страна неоднократно распадалась на две независимые части со своими столицами — Фесом на севере и Марракешем на юге. Выбор города Рабат столицей современного Марокко можно рассматривать как компромисс между этими двумя соперничающими городами.

к оглавлению ↑

Современные гонки в Марокко

Гонщики Ф2 в Марракеше, 2010 год. Нет. на верблюдах они не гонялись - просто развлеклись перед стартом

Небогатая, но очень развитая страна спит и видит, как вернуть на свои земли Формулу 1. И регулярно умоляет жестоких чиновников ФИА дать им хоть какие-нибудь гонки. Временами автоспорт приезжает в Мараккеш, только европейцы регулярно обманывают простых, гостеприимных и добрых марроканцев. То полумёртвую молодёжную Формулу 2 им привезут, то вроде бы и чемпионат мира - WTCC, только какой-то он непопулярный. Так и оставался Марракеш без серьёзных гонок вплоть до прихода Алехандро Агага и его Формулы Е!

wtcc-marrakech-2013-ren-m-nnich-seat-leon-wtcc-m-nnich-motorsport