Электромобили с солнечными батареями

Почему мы не используем энергию солнца чаще, чем сейчас? Идеальным сценарием использования солнечной энергии стал бы автомобиль, способный двигаться исключительно благодаря свету солнца. Неограниченный в теории пробег, никакой привязки к электрическим проводам. По такому принципу работает международная "гоночная" серия Solar Challenge. Автомобили, участвующие в ней, питаются исключительно от солнечного света. Технологии, применяемые в этом соревновании, направлены на дальнейшее развитие солнечных батарей, аккумуляторов и прочих достижений инженерной мысли. Интересно, что чаще всего создателями и экипажами солнечных электромобилей выступают обычные студенты.

Карта соревнования электромобилей на "солнечной тяге" в Южной Африке: из Кейптауна в Преторию

Карта соревнования электромобилей на "солнечной тяге" в Южной Африке: из Кейптауна в Преторию

В частности, студенты из индийского института технологии города Манипал трудятся сейчас над "энергетически-положительным" солнечным электромобилем. Такое транспортное средство, теоретически, могло бы не только генерировать энергию для собственного движения, но и для отдачи электричества, скажем, в обыкновенную домашнюю электросеть. Двухместный солнечный автомобиль примет в этом году участие в соревновании таких же машин в Южной Африке: "Sasol Solar Challenge".

Индийская команда Solar Mobil Team была основана в 2011 году, когда ребята спроектировали и собрали одноместный прототип, чьей движущей силой было исключительно солнце и энергия его света. Идея команды состоит в том, что источники топлива истощаются, а цены на горючее увеличиваются. Поэтому цель коллектива - создание автомобиля, который не загрязняет окружающую среду, и при этом использует исключительно бесплатную солнечную энергию для своего движения. Команда задалась целью показать миру, что электромобиль с солнечным приводом имеет право на жизнь.

Нынешний проект индийских студентов - автомобиль под названием "Serve". Это аббревиатура английского словосочетания Solar Electric Road Vehicle (солнечный электрический дорожный автомобиль). Данный прототип способен вместить до двух человек, передвигается на 4 колёсах, в длину достигает 4,4 метра, в ширину - 1,75 метра и в высоту - всего 1,28 м. Масса автомобиля лишь 400 кг. Солнечные панели занимают около 6 квадратных метров площади поверхности. Кремниевые панели способны генерировать более 1 кВт энергии при КПД около 20%. Батареи сохраняют выработанную энергию в литий-ионных аккумуляторах ёмкостью 13 кВт*ч при массе 63 кг. Эти числовые выкладки позволят машине проезжать около 250 км в день - а этого достаточно для преодоления каждого этапа солнечной гонки.

Команда индийских студентов, работающих над созданием солнечного электромобиля

Команда индийских студентов, работающих над созданием солнечного электромобиля

Создание автомобиля, движущегося исключительно благодаря солнечному свету - серьёзный вызов,  - говорит Анджар Кумар (Anjan Kumar), руководитель команды студентов. "Так как количество генерируемой панелями энергии чрезвычайно мало, мы постарались сделать наш автомобиль как можно более аэродинамичным, легковесным и эффективным". С помощью ведущих индийских автопроизводителей- концернов AgniMotorsи TATA, команда уверена в успехе. Автомобиль, по выкладкам, должен производить даже больше энергии, чем ему нужно для движения. А это позволит, теоретически, отдавать излишки энергии в обычную электросеть. "Представьте мир с огромным количеством солнечных электромобилей, каждый из которых способен питать небольшую квартиру", - добавляет Кумар.

3000-км гонка завершится в сентябре 2014 года. Чемпионат Sasol Solar Challengeв Южной Африке проходит по территории от Претории до Кейптауна в течении 8 дней. "Наша цель - финишировать в этом соревновании при наименее возможных временных затратах, чтобы доказать: этот подход имеет право на существование. По ходу гонки мы обязательно поймём, как можно улучшить нашу технологию ещё больше. Также наш проект послужит отличной платформой для испытаний выносливости нашего автомобиля в сложных южноафриканских условиях", - говорил Амол Гровер, участник команды механиков индийской команды.

На начало июля 2014 года машина Serve проходит заключительные испытания перед гонкой на выносливость. "Ключевой момент - в точности определить энергопотребление и энергоэффективность, а затем - создать стратегию для достойного выступления в чемпионате WorldSolarChallenge. Два последних года этого конкурса в Южной Африке показывают, что наш проект способен справиться с самыми разными сценариями", - добавляет Нихил Гумиделли - ответственный за солнечные батареи.

Конкурс Sasol Solar Challenge - соревнование университетов, схожий со Всемирным Солнечным чемпионатом в Австралии, где проходят международные студенческие соревнования электромобилей собственной конструкции. Интересно, что победитель австралийской гонки, болид Nuon Solar Team также примет участие в южноафриканском пробеге электромобилей.

Солнечный электромобиль Nuon Solar, победитель конкурса электромобилей в Австралии

Солнечный электромобиль Nuon Solar, победитель конкурса электромобилей в Австралии

Другой болид на солнечных батарейках

Другой болид на солнечных батарейках

Чем не семейный автомобиль? Пусть даже это и прототип, но движется он исключительно за счёт солнечного света

Чем не семейный автомобиль? Пусть даже это и прототип, но движется он исключительно за счёт солнечного света