Лукас ди Грасси, команда ABT Audi Sport, победитель э-При Мексики

Э-при Мексики: чокнутая гонка

Квалификация прошла необычно: поул вначале заработал Даниэль Абт, но вскоре был оштрафован и отправлен куда-то в конец пелетона. С первой позиции стартовал Оливер Тёрви, которому сегодня исполняется 30 лет.

Трасса очень пыльная, а это не к добру в плане сцепления шин с асфальтом. Гонщики жаловались на недостаток "держака".

Лидер чемпионата, Себастьен Буэми, не может успокоиться и на старте гонки: "Ужасная квалификация, мне очень не повезло, я рассчитывал на поул – но тут везде пыль

Пэрис Хилтон – специальный гость Формулы Е и её хозяина Алехандро Агага. Парочка на стартовой решётке э-При Мексики. Блондинка хвастается, что её прокатил по трассе сам Алехандро, притом на электромобиле.

Однако - на старт, а ещё лучше - сразу на финиш. Сумасшедшая, невозможная победа Лукаса ди Грасси! Два пит-стопа, замена сломанного антикрыла (заднего!), на 27% меньше энергии после пит-стопа, чем у других пилотов - и при всём этом безоговорочная победа. Так не бывает - но случилось!

Гонка получилась динамичной, интересной, обгонной – но остался какой-то осадок. Вот ТАК быть не должно, в принципе. 45 кругов – пит-стоп для смены машины ожидается где-то посередине, хотя бы на 20 круге – но никак не на 17. Энергии во второй машине не должно было хватить – но её хватило Лукасу ди Грасси. Ещё. Гонщики, совершившие один лишний пит-стоп, не могут выигрывать гонки. Особенно если остановка довольно долгая, с заменой заднего антикрыла. А уж если стартовать с 18 позиции при всём этом…

Но ди Грасси выиграл. Как?!

Лукасу ди Грасси меняют заднее крыло. Обычными шуруповёртами, кстати.

Лукасу ди Грасси меняют заднее крыло. Обычными шуруповёртами, кстати.

Лукас ди Грасси: "Какая невероятная перемена удачи! Но это – Формула Е, здесь в порядке вещей такие взлёты и падения. Можно провести начало уик-энда плохо, а в конце всё же победить. Кто-то разбил моё заднее крыло, затем выехала машина безопасности. Передо мной открылось свободное пространство, которое я постоянно использовал для регенерации энергии при каждом торможении, как можно более эффективно.

Это была одна из лучших гонок в моей жизни, и самых сложных, наверное – как с точки зрения пилотажа, так и со стороны эффективного расхода энергии".

Короткое видео о том, как выиграл Ди Грасси:

За гонкой наблюдало боле 36 тысяч болельщиков, а посмотреть было на что. Никогда ещё гонщику в Формуле Е не покорялась победа при старте со столь далёкой позиции. И в очень редких гонках возможно такое – замена заднего крыла, а затем – победа.

Сейфти-кар выезжал 3 раза. Этим он здорово помог победителю гонки.

Сейфти-кар выезжал 3 раза. Этим он здорово помог победителю гонки. Кстати, это тоже электромобиль, притом очень быстрый.

Здорово помогли победителю аж 3 выезда машины безопасности. Дело в том, что при пейс-карах скорость всех болидов замедляется до минимума, обгонов не происходит, обороняться тоже не нужно: энергии расходуется всего-ничего. Но до выездов сейфти-каров ди Грасси ехал с 30-секундным преимуществом над соперниками – и ему не нужно было догонять пелеон (= расходовать драгоценные ватты).

Другой залог победы бразильца – Жером д'Амброзио. Он ехал на той же стратегии с экстремально ранним заездом на пит-лейн (17 круг) для смены машины. После волны пит-стопов Жером оказался вторым, со столь же большим отрывом от других – правда, в его "баках" было на 5-6 процентов меньше электричества, чем у лидера. Жерома догоняли стремительно, да и машина безопасности способствовала уничтожению 27-секундного отрыва. В итоге француз сдерживал огромное количество машин на протяжении около 15 кругов, обороняясь невероятно умело. Лишь на предпоследних кругах он был вынужден замедлиться, чтобы доехать до финиша (ему это так и не удалось) – и пропустить скопившиеся за ним болиды.

Вторым финишировал Жан-Эрик Вернь: "У меня смешанные чувства. Я был уверен, что гонка наша – на 100% уверен. У д'Амброзио было значительно меньше энергии – и оборонялся он по-злому. Это совершенно неприемлемо. Он не знал, что бы сделать ещё, чтобы не пропустить меня. Множество раз его машина врезалась в мою при обгонах, он заставлял меня съезжать с трассы – не понимаю такого. Направление он изменял тоже постоянно – я разочарован. С другой стороны, я рад, что сражаюсь за титул. Мы начали борьбу издалека, но я знаю, что выступаю в правильной команде, а машина позволяет бороться за победы".

Третьим приехал Сэм Бёрд – его гонка была почти безупречной, а на подиум он пробился на заключительном круге благодаря остановке Жерома. Пилот команды DS Virgin сражался с соперниками чуть ли не всю дистанцию, не допускал ошибок – и в итоге заработал второй подиум в этом году.

И снова Ник Хайдфельд. Вы не поверите – он опять…

Стартовав с 4 позиции, уже к первому повороту он ехал третьим, умело обороняясь от соперников. Чуть-чуть подотстав от тогдашних лидеров (Оливер Тёрви и Хосе-Мария Лопес), Хайдфельд качественно экономил электричество, уверенно заехал на пит-стоп… а дальше всё пошло наперекосяк.  Замешкалась его команда на секунду-другую, но и этого было достаточно, чтобы откатиться с 3 позиции на 8. Но Ник всегда умел бороться. Уже через несколько кругов из-за сходов соперников он ехал на 5 позиции, с надеждой подняться на подиум.

Но на предпоследнем круге его отправил в разворот Николя Прост. В этот же момент в него въехал напарник по команде – какой-то из двоих болидов Mahindra даже отправился в воздух после столкновения. Схода не произошло, но 12 место на финише – да, это Ник Хайдфельд и его неудачи. Уже даже не смешно.

Кому повезло в гонке безоговорочно – так это паре пилотов Jaguar. Они не просто впервые приехали в очках, но ещё и на приличных местах. Митч Эванс смог заработать 4 место, его напарник Адам Кэрролл – восьмое.

Николя Прост, несмотря на столкновение с Хайдфельдом, умудрился привести свою Renault e.dams на 5 место, упрочив 3 позицию в зачёте чемпионата. Шестое место досталось Хосе-Марии Лопесу – это лучший результат для 3-кратного чемпиона WTCC.

Что же с поулменом Оливером Тёрви? Он отметил свой 30 день рождения, но гонка не задалась. Уверенный старт, грамотная стратегия – но на 13 круге машина просто остановилась. Сначала Тёрви замедлился, потом - остановка. Инженер просил его перезагрузить машину. Оливер стоял в безопасном месте, но прошло 3-4 круга, а болид оставался всё так же, без движения. На трассу была выпущена машина безопасности, Тёрви сошёл.

Ди Грасси заехал на пит-стоп на 18 круге. Д'Амброзио, из-за аварии, на 17, во время машины безопасности.

Главный неудачник квалификации, Даниэль Абт, которого оштрафовали и отправили на последнее место на старте, смог пробиться на 7 позицию. Первый чемпион Формулы Е, Нельсон Пике, был вынужден удовлетвориться 9 местом. Десятым стал дебютант чемпионата, Эстебан Гутьеррес.

Что же до действующего чемпиона, который выиграл в этом сезоне первые 3 гонки, то Буэми ехал неплохо. Но когда он использовал свой ФанБуст, то машину развернуло, половина пелетона проехало мимо. И хотя Себастьен смог продолжить гонку, он так и остался без очков. Впрочем, на его счету лучший круг.

Следующий этап Формулы Е пройдёт на трассе в Монако, в одном из наиболее престижных мест в географии автоспорта. В первом сезоне здесь уже проходила гонка ЭлектроФормулы, тогда победу одержал Буэми.

Посмотреть гонку, можно на этой странице.

2016-17: Мехико, Мексика , гонка (1 апреля 2017)

Поз.Ст.ПилотКомандаКругиВремяБ.КругКругОчки
11611Бразилия Л. ди ГрассиABT4556:27.5351:04.3604025
2325Франция Ж. ВерньTECHEETAH45+01.9661:03.3342618
352Великобритания С. БёрдVirgin45+07.4801:03.5992715
41120Новая Зеландия М. ЭвансJaguar45+09.7701:04.2503612
5148Франция Н. Простe.dams45+09.9561:04.1123410
6237Аргентина Х.М. ЛопесVirgin45+10.6311:03.735218
71966Германия Д. АбтABT45+11.6941:04.108396
81047Великобритания А. КэрроллJaguar45+13.7221:04.479394
9173Бразилия Н. Пике-мл.NEXTEV45+14.1561:04.096322
10933Мексика Э. ГутьерресTECHEETAH45+15.7171:04.276201
111527Бельгия Р. ФряйнсAndretti45+21.4591:03.78727
12423Германия Н. ХайдфельдMahindra45+27.2321:03.86427
1379Монако С. Буэми БКe.dams45+1:01.3651:03.102401
14197Бельгия Ж. д'АмброзиоDragon45+1:09.6461:04.47610
15184Франция С. СарразинVenturi44+1 круг1:03.38440
16819Швеция Ф. РозенквистMahindra43+2 круга1:04.02136
17125Монако М. ЭнгельVenturi38+7 кругов1:04.17222
18628Португалия А.Ф. да КоштаAndretti32+13 кругов1:03.97227
19206Ньон, Швейцария Л. ДювальDragon25+20 кругов1:04.15214
20188Великобритания О. Терви ПNEXTEV12+33 кругов1:04.636103