Человек, который изменит автоспорт. Интервью Джеймса Аллена с Алехандро Агагом

На днях новая гоночная серия ФИА Формула E объявила о первой команде-участнике чемпионата. За пару дней до этого руководство категории анонсировало гонки в 2014 году в Рио и Риме.

Команда лорда Пола Дрейсона стала первой из десяти запланированных на следующий, 2014 год. До конца 2013 нас ждёт ещё немало объявлений как о календаре, так и о составе участников. Ожидается, что в самые ближайшие дни будет подтверждена гонка в Лондоне.

Алехандро Агаг на презентации Формулы E.

Алехандро Агаг на презентации Формулы E

Недавно с организатором Формулы Е Алехандро Агагом встретился знаменитый блоггер и эксперт по автомобильным соревнованиям Джеймс Аллен. Он взял у Алехандро интервью, которое будет небезынтересно для всех поклонников спорта и новых идей. Алехандро Агаг - не последний человек в околоформульном мире - его команда Barwa Addax выигрывала титулы в GP2 в 2008 и 2011 годах.

Джеймс Аллен: Почему вы считаете, что Формула E - подходящая формула?

Алехандро Агаг: Мы болельщики Формулы 1 и GP2, но мы уверены, что и для электрических гонок найдётся своя ниша. Когда ФИА объявила о задумке проведения чемпионата электромобилей, мы поняли, что это фантастический проект. То, что хотят спонсоры, то, в чём нуждается вся автомобильная отрасль. Люди до сих пор не так сильно заинтересованы в покупке электромобилей, поэтому необходимо популяризировать и пропагандировать такие технологии. Сделать так, чтобы в электрические двигатели поверили.

Джеймс Аллен: За последние годы мы увидели уже много чемпионатов, которые возникали и исчезали - к примеру, Формула 2 или A1 GP. Какие уроки вы извлекли из этих неудач?

Алехандро Агаг: Мы отлично помним эти примеры и постарались извлечь соответствующие уроки, особенно из истории чемпионатов, которые проводились не слишком успешно. Одна из основных причин неудач - их попытка конкурировать с Формулой 1, что на самом деле очень сложно. Думаю, что наш подход отличается от этого, потому что наши гонки проходят исключительно на городских трассах, а автомобили двигаются благодаря электричеству. Эта уникальность может стать основой будущего успеха. На примере чемпионата A1GP мы научились некоторым очень хорошим вещам. Мы способны собрать воедино сразу несколько факторов и с самого начала организовать глобальный чемпионат. Серия A1GP обанкротилась, потому что их бизнес-модель не сработала. Наша бизнес-модель лучше - правильный взгляд на контроль ценовой политики, который работает с самого начала.

У нас есть соглашение с ФИА, поэтому чемпионат проходит под эгидой этой федерации - весьма важный фактор. Её поддержка очень важна.

Джеймс Аллен: У вас достаточно времени для подготовки. И Формула Eне зависит от контрактов с телевизионными компаниями. Вы собираетесь вещатьчерез интернет, так ведь?

Алехандро Агаг: Именно. Наш чемпионат гораздо больше родственен к цифровому и онлайн-вещанию. Нынешние технологии позволяют людям со всего мира смотреть гонки через интернет. Поэтому мы можем привлечь глобальную аудиторию.

К данному моменту мы получили заявки из 15 городов в мире. Мы не сможем провести гонки в каждом из них в 2014 году, так как запланировано 10 этапов. Когда мы объявили о договоре с Римом, мы получили предложения ещё от четырёх городов. Обычно на связь выходит мэр города, иногда - другие представители муниципалитета. Однако подпись в контракте всегда ставит мэр. Для каждого мэра это серьёзный политический бонус. Во многих городах мира серьёзный приоритет отдаётся уменьшению загрязнения окружающей среды, а электромобили - ключевой элемент такой политики. Поэтому мэры рассматривают нашу серию в качестве элемента их политики.

Джеймс Аллен: А в чём выгода проводить гонки на городских улицах, а не на гоночных трассах?

Алехандро АгагМы рассматриваем такой подход, как целую идею. Идея в том, чтобы познакомить людей с миром электромобилей в качестве части их жизни. Поэтому люди должны видеть электромобили в естественной среде - а это именно города. Жан Тодт, президент ФИА, и я разделяем взгляд на это. Мы всегда рассматривали Формулу E как чемпионат, не подходящий для гоночных трасс.

Джеймс Аллен: Каким будет звук электромобилей Формулы E?

Алехандро Агаг: Он будет классным, особенно на больших скоростях. Двигатели, которые производятся McLaren, звучат. Это футуристический звук. Не могу дождаться июня, когда мы услышим новый двигатель.

Также будут и другие звуки, которые не слышны в прочих чемпионатах - к примеру, шум от шин. Вообще в Формуле Е будет немало дрифта, потому что городские трассы всегда очень скользкие. Наша цель - не столько мощь и пит-стопы, сколько продолжительность и стабильность. Вероятно, один комплект резины сможет продержаться больше, чем одну гонку. Также будет слышен звук от воздушных потоков, который никогда ранее не был слышен в формульных гонках.

Джеймс Аллен: Какова целевая аудитория ваших болельщиков?

Алехандро Агаг: Это новый рынок. Вероятно, мы ожидаем внимания не столько от нынешних хардкорных болельщиков Ф1. Наш чемпионат для более молодой аудитории, которая заинтересована в технологиях, в окружающей среде. Мы хотим, чтобы первым купленным автомобилем для сегодняшних 14-16 летних стал электромобиль.

Формат наших гонок - интересная тема для разговора. Пилотам предстоит сменить две машины по ходу заезда.

Если взглянуть на саму суть наших соревнований, то нельзя надеяться на то, чтобы 25 тысяч человек приехало на городскую трассу только для того, чтобы посмотреть на 20-минутную гонку. В этом нет смысла. Нужно, чтобы гонка длилась дольше, чтобы зрители сели и посмотрели её. Время заезда должно быть около часа или близко к этому.

Так вот - у каждого пилота будет по две машины: болид Aи болид B. После приблизительно 30 минут гонки, гонщик сменит машину A, пробежит определённую дистанцию до второй своей машины, вернётся в гонку на ней. А затем вновь поменяет машину, которая за это время подзарядилась примерно на 50% ёмкости аккумулятора. Получаем 25 минут + 25 минут + ещё 10 минут - вот вам и час.

Конечно, мы сталкиваемся с очевидными ограничениями электромобилей - это дальность дистанции. Но со временем технологии будут эволюционировать - и электромобили, и их батареи. Мы собираемся принести с этим чемпионатом много нового!

Джеймс Аллен: Как повлияет всё это на существующие автогоночные серии?

Алехандро Агаг: Мы считаем, что дополняем другие чемпионаты. Мы внесём вклад в дело развития технологий. Формула Е станет ещё одним элементом автомобильных гонок и спорта. В данном случае мы также привлечём внимание тех людей, которые не обязательно являются поклонниками именно автоспорта, но которым нравятся гонки на фоне римского Колизея. Такой подход уникален. Как показала Олимпиада в Лондоне, лучший фон для соревнований - города, для спонсоров в этом кроется множество новых возможностей.

Джеймс Аллен: А что за пилоты будут выступать в гонках электромобилей Формула E?

Алехандро Агаг: Мы намерены стать чемпионатом высшего уровня, поэтому гонщики будут приходить из GP2, IndyCar, Ф1. Молодые, но уже опытные ребята, а ещё - те пилоты, которые находятся на середине своей карьеры. Есть множество гонщиков из GP2 (за команду Barwa выступали Виталий Петров, Шарль Пик, Гидо ван дер Гарде, Лукас ди Грасси и т.д.).

У нас особенное положение. Пилот толком не может перейти из Формулы 1 обратно в GP2 - скажем, Кобаяши или Альгерсуари. Но можно перейти в Формулы E. То же самое касается и IndyCar. Уверен, что наш чемпионат многие пилоты будут рассматривать в качестве положительного продолжения для их карьеры в определённый момент.