Автогоночный эксперт Джеймс Аллен о гонках на электрических «формулах»
Интересную статью в своём блоге опубликовал Джеймс Аллен - известнейший журналист и автор книг о Формуле 1 и мире автомобильного спорта. Статья посвящена чемпионату Формула E - гонкам на электрических "формулах". Публикация увидела свет в конце августа 2012 года - через пару дней после объявления о проведении первого чемпионата в 2014 году. Очень многое Джеймс уже смог предугадать. Интересно, как насчёт его других предсказаний?
Эпоха автомобильного спорта на электрических машинах стала ближе после того, как ФИА объявила о подписании промоутерского договора об организации нового чемпионата Формула Е (Formula E). Контракт подписан с группой под названием "Formula E Holdings", в которую входит французская фирма Formulec (известная разработкой болида-электромобиля), бывший министр Великобритании по науке лорд Пол Дрейсон (кстати, сам автогонщик и чемпион "зелёных" гонок), а также владелец команды GP2 Алехандро Агаг. Финансирование осуществляется испанско-британским предпринимателем Энрике Бануэлосом.
Серия стартует в 2014 году гонкой в бразильском Рио-де-Жанейро. В 2013 году должно пройти несколько демонстрационных заездов на электромобиле-"формуле". В серии примут участие 10 команд, в каждой по два гонщика. Электромобиль-прототип - уже довольно известный болид производства Formulec. Он оснащён литий-ионным аккумулятором, а максимальная скорость достигает 220 км/ч. Заряда батарей хватает на 25 минут езды. Участники чемпионата вольны в выборе между стандартной машиной производства Formulec или в разработке болида собственной конструкции по спецификациям ФИА. Это правило "открытости" чемпионата Формула Е даёт возможность таким автогигантам, как Toyota, Honda и другим войти в состав участников серии.
Новая автогоночная серия интересна сразу по нескольким причинам. Прежде всего, её основание позволяет несколько разгрузить мир Формулы 1 от постоянных требований в сторону "зелёных" технологий - по крайней мере, на некоторое время.
Один из главных идеологических споров в мире Формулы 1 в последние годы стал диалог о том, насколько близка Ф1 станет к дорожным автомобилям в 2014 году, когда в мир "королевы автоспорта" придут 6-цилиндровые турбомоторы. Некоторые производители двигателей для Ф1, включая Renault, всеми силами стараются сделать моторы более походящими на "гражданские", которые крайне далеки от нынешних турбовосьмёрок V8. Другие уверены, что Формула 1 должна оставаться на острие технологий, вне зависимости от топливной эффективности и других экологических требований.
Нелёгкий компромисс достигнут благодаря введению нового двигателя для Ф1 начиная с 2014 года - 1,6-литрового V6 с турбонагнетателем. Двигатели этого типа уже проходят тестирование в недрах Renault, Mercedes и Ferrari. Они будут потреблять на 30% меньше топлива, чем нынешние двигатели. Большим подспорьем для них будет сбор "рекуперационной" энергии, которая накапливается в аккумуляторы на торможениях - наподобие современной системы KERS. По сути, болиды Ф1 станут гибридами ещё больше, чем нынешние. Вероятно, заряд аккумуляторов будет также использоваться для проездов машин по пит-лейн исключительно на электрической тяге.
Разговоры о том, что новые двигатели звучат не так, как должны реветь настоящие гоночные моторы, очень часто раздаются в спорах. А вот промоутеры Формулы E взяли быка за рога изначально. Электромоторы практически бесшумны по своей природе, поэтому вместо рыка бензиновых двигателей будет использоваться синтетический звук. (от редакции сайта ElectroFormula.ru: будем надеяться, что Джеймс в данном случае ошибся. Звук электромобилей действительно всерьёз отличается от привычных гоночных болидов, зато отчётливо слышен звук от шин, переключения передач, аэродинамических завихрений. Всё это звучит действительно интересно. А если командам разрешать использовать заднее крыло с изменяемым углом атаки наподобие DRS в Ф1, то звук и вовсе может быть потрясающим при открытии/закрытии антикрыла).
Запуск чемпионата Формула E позволяет ФИА показывать результат работы по "озеленению" гонок в ответ на увеличивающееся давление со стороны руководства Еврокомиссии. Среди прочего, ФИА ещё и открывает платформу для привлечения автопроизводителей, заинтересованных в продвижении инновационных технологий в области электромобилей. Автогонки за длительную историю своего существования доказали способность быть лучшим способом испытаний в автомобильном мире. Гонки Формулы Е пройдут в городах, которые особенно важны для производителей электромобилей.
Жан Тодт, президент ФИА: "Новые гонки на электромобилях в центре крупнейших городов обязательно привлекут внимание новой аудитории. Мы довольны тем, что достигли соглашения с компанией "Formula E Holdings", ведь за их плечами серьёзный опыт работы в автоспорте. Новая зрелищная гоночная серия предложит болельщикам как удовольствие, так и возможность познакомиться с миром инновационных технологий. Одна из задач ФИА - распространение ценностей чистой энергии для более широкой и молодой аудитории".
Будет очень занимательно понаблюдать, сможет ли ФИА убедить промоутера Ф1 Берни Экклстоуна отыскать возможность демонстрировать гонки Формулы Е для глобальной аудитории "королевы автоспорта". Впрочем, вероятнее, новая серия должна будет развиваться исключительно самостоятельно.
Станут ли автомобили с электрическими двигателями будущим автоспорта? Я задал этот вопрос сэру Дэвиду Кингу, в прошлом - главному консультанту правительства Великобритании по делам науки, который не понаслышке знаком с экологическими видами транспорта. Он обратил моё внимание на эксперимент в Южной Корее, которые, по его мнению, станут будущим автоспорта:
"Требование к аккумуляторам накоплять достаточно энергии для гонок в течение 15 кругов избыточно. Поэтому я считаю, что своё развитие получит беспроводная подзарядка батарей прямо во время движения - это новейшая технология, разработанная совсем недавно.
В Сеуле применяют такую технологию: укладывают на глубину в 2,5 см под слой дорожного асфальта первичную обмотку индукционной катушки. В автомобиле установлена вторичная индукционная катушка. Электричество из первичной обмотки не расходуется до тех пор, пока поверх неё не проедет машина, а потому энергопотери минимальны - во вторую катушку попадает 93% электричества из первичной обмотки. Автомобиль оснащается небольшой легковесной батареей, которая всегда заряжена до тех пор, пока вы не выехали с дороги. Здесь уже используется накопленный в аккумуляторе заряд.
Знаю, что на первый взгляд эта технология похожа на игрушечные автомобили наподобие Scalextric. Но я думаю, что в будущем Ф1 примет на вооружение именно такие технологии".
Весьма интересная теория - будет интересно понаблюдать за настоящей Формулой E. Тем более, что процесс уже запущен - организаторы чемпионата уже заказали 42 машины и объявили о некоторых принципах действия новой серии. Посмотрим, куда нас это приведёт!