Автогоночный эксперт Джеймс Аллен о гонках на электрических «формулах»

Интересную статью в своём блоге опубликовал Джеймс Аллен - известнейший журналист и автор книг о Формуле 1 и мире автомобильного спорта. Статья посвящена чемпионату Формула E - гонкам на электрических "формулах". Публикация увидела свет в конце августа 2012 года - через пару дней после объявления о проведении первого чемпионата в 2014 году. Очень многое Джеймс уже смог предугадать. Интересно, как насчёт его других предсказаний?

formula-e

Эпоха автомобильного спорта на электрических машинах стала ближе после того, как ФИА объявила о подписании промоутерского договора об организации нового чемпионата Формула Е (Formula E). Контракт подписан с группой под названием "Formula E Holdings", в которую входит французская фирма Formulec (известная разработкой болида-электромобиля), бывший министр Великобритании по науке лорд Пол Дрейсон (кстати, сам автогонщик и чемпион "зелёных" гонок), а также владелец команды GP2 Алехандро Агаг.  Финансирование осуществляется испанско-британским предпринимателем Энрике Бануэлосом.

Серия стартует в 2014 году гонкой в бразильском Рио-де-Жанейро. В 2013 году должно пройти несколько демонстрационных заездов на электромобиле-"формуле". В серии примут участие 10 команд, в каждой по два гонщика. Электромобиль-прототип - уже довольно известный болид производства Formulec. Он оснащён литий-ионным аккумулятором, а максимальная скорость достигает 220 км/ч. Заряда батарей хватает на 25 минут езды. Участники чемпионата вольны в выборе между стандартной машиной производства Formulec или в разработке болида собственной  конструкции по спецификациям ФИА. Это правило "открытости" чемпионата Формула Е даёт возможность таким автогигантам, как Toyota, Honda и другим войти в состав участников серии.

Президент ФИА Жан Тодт (в центре), Алехандро Агаг - руководитель серии Формула E (слева), и владелец коммерческих прав Энрике Бануэлос (справа).

Президент ФИА Жан Тодт (в центре), Алехандро Агаг - руководитель серии Формула E (слева), и владелец коммерческих прав Энрике Бануэлос (справа).

Новая автогоночная серия интересна сразу по нескольким причинам. Прежде всего, её основание позволяет несколько разгрузить мир Формулы 1 от постоянных требований в сторону "зелёных" технологий - по крайней мере, на некоторое время.

Один из главных идеологических споров в мире Формулы 1 в последние годы стал диалог о том, насколько близка Ф1 станет к дорожным автомобилям в 2014 году, когда в мир "королевы автоспорта" придут 6-цилиндровые турбомоторы. Некоторые производители двигателей для Ф1, включая Renault, всеми силами стараются сделать моторы более походящими на "гражданские", которые крайне далеки от нынешних турбовосьмёрок V8. Другие уверены, что Формула 1 должна оставаться на острие технологий, вне зависимости от топливной эффективности и других экологических требований.

Нелёгкий компромисс достигнут благодаря введению нового двигателя для Ф1 начиная с 2014 года - 1,6-литрового V6 с турбонагнетателем. Двигатели этого типа уже проходят тестирование в недрах Renault, Mercedes и Ferrari. Они будут потреблять на 30% меньше топлива, чем нынешние двигатели. Большим подспорьем для них будет сбор "рекуперационной" энергии, которая накапливается в аккумуляторы на торможениях - наподобие современной системы KERS. По сути, болиды Ф1 станут гибридами ещё больше, чем нынешние. Вероятно, заряд аккумуляторов будет также использоваться для проездов машин по пит-лейн исключительно на электрической тяге.

Разговоры о том, что новые двигатели звучат не так, как должны реветь настоящие гоночные моторы, очень часто раздаются в спорах. А вот промоутеры Формулы E взяли быка за рога изначально. Электромоторы практически бесшумны по своей природе, поэтому вместо рыка бензиновых двигателей будет использоваться синтетический звук. (от редакции сайта ElectroFormula.ru: будем надеяться, что Джеймс в данном случае ошибся. Звук электромобилей действительно всерьёз отличается от привычных гоночных болидов, зато отчётливо слышен звук от шин, переключения передач, аэродинамических завихрений. Всё это звучит действительно интересно. А если командам разрешать использовать заднее крыло с изменяемым углом атаки наподобие DRS в Ф1, то звук и вовсе может быть потрясающим при открытии/закрытии антикрыла).

Запуск чемпионата Формула E позволяет ФИА показывать результат работы по "озеленению" гонок в ответ на увеличивающееся давление со стороны руководства Еврокомиссии. Среди прочего, ФИА ещё и открывает платформу для привлечения автопроизводителей, заинтересованных в продвижении инновационных технологий в области электромобилей. Автогонки за длительную историю своего существования доказали способность быть лучшим способом испытаний в автомобильном мире. Гонки Формулы Е пройдут в городах, которые особенно важны для производителей электромобилей.

Жан Тодт, президент ФИА: "Новые гонки на электромобилях в центре крупнейших городов обязательно привлекут внимание новой аудитории. Мы довольны тем, что достигли соглашения с компанией "Formula E Holdings", ведь за их плечами серьёзный опыт работы в автоспорте. Новая зрелищная гоночная серия предложит болельщикам как удовольствие, так и возможность познакомиться с миром инновационных технологий. Одна из задач ФИА - распространение ценностей чистой энергии для более широкой и молодой аудитории".

Будет очень занимательно понаблюдать, сможет ли ФИА убедить промоутера Ф1 Берни Экклстоуна отыскать возможность демонстрировать гонки Формулы Е для глобальной аудитории "королевы автоспорта". Впрочем, вероятнее, новая серия должна будет развиваться исключительно самостоятельно.

Станут ли автомобили с электрическими двигателями будущим автоспорта? Я задал этот вопрос сэру Дэвиду Кингу, в прошлом - главному консультанту правительства Великобритании по делам науки, который не понаслышке знаком с экологическими видами транспорта. Он обратил моё внимание на эксперимент в Южной Корее, которые, по его мнению, станут будущим автоспорта:

"Требование к аккумуляторам накоплять достаточно энергии для гонок в течение 15  кругов избыточно. Поэтому я считаю, что своё развитие получит беспроводная подзарядка батарей прямо во время движения - это новейшая технология, разработанная совсем недавно.

В Сеуле применяют такую технологию: укладывают на глубину в 2,5 см под слой дорожного асфальта первичную обмотку индукционной катушки. В автомобиле установлена вторичная индукционная катушка. Электричество из первичной обмотки не расходуется до тех пор, пока поверх неё не проедет машина, а потому энергопотери минимальны - во вторую катушку попадает 93% электричества из первичной обмотки. Автомобиль оснащается небольшой легковесной батареей, которая всегда заряжена до тех пор, пока вы не выехали с дороги. Здесь уже используется накопленный в аккумуляторе заряд.

Соревнования гоночных электромобилей Scalextric проводятся не менее 50 лет. Правда, масштаб несколько иной.

Соревнования гоночных электромобилей Scalextric проводятся уже не менее, чем 50 лет. Правда, масштаб несколько иной.

Знаю, что на первый взгляд эта технология похожа на игрушечные автомобили наподобие Scalextric. Но я думаю, что в будущем Ф1 примет на вооружение именно такие технологии".

Весьма интересная теория - будет интересно понаблюдать за настоящей Формулой E. Тем более, что процесс уже запущен - организаторы чемпионата уже заказали 42 машины и объявили о некоторых принципах действия новой серии. Посмотрим, куда нас это приведёт!